'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (82) том 2
  4. Научная статья № 116

Просмотры  185 просмотров

Ткаченко Н.В.

  


ТЕНДЕНЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА: ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются наиболее распространённые подходы к обучению эстрадному вокалу в современной отечественной музыкальной педагогике. Автор отмечает, что вокальное обучение в России находится в состоянии динамичных изменений, обусловленных современными тенденциями в образовании. Применяя новые технологии и комплексные подходы, российские вокалисты выходят на более высокий уровень в исполнительском искусстве.   

Ключевые слова:
вокальная педагогика, эстрадное пение, музыкальное искусство, эстрадный вокал, методика обучения   


Отечественная педагогика имеет примеры выдающихся специалистов, а также их работ и материалов, в которых описаны отдельные принципы преподавания, проблемы обучения вокалу. Это Л. Б. Дмитриев, В. П. Морозов, И. К. Назаренко, В. Г. Райский, М. Л. Львов и многие другие. Преподавание эстрадно-джазового вокала в студиях имеет ряд специфических особенностей, и подвержено тем же глобальным трендам, что и вся российская педагогика и музыкальная культура. В современных условиях, быстро меняющегося мира важно осознавать это влияние и понимать специфику его воздействия [5, стр. 25-30]. Предметом нашего исследования выступает именно преподавание эстрадно-джазового вокала и динамика изменения к подходам и методам его освоения. Русская вокальная традиция уникальна и формировалась на основе фольклорной и классической музыки. Однако современные тенденции влияют на методы обучения, отвечая современным требованиям и адаптируясь к полицентричному миру [1, стр. 25-30]. Можно выделить ряд характерных изменений, которые сегодня оказывают влияние на российскую вокально-исполнительскую культурную среду:1. Обмен опытом. Российские вокалисты и педагоги активно участвуют в международных форумах, семинарах и мастер-классах. Всё большее распространение получают международные вокальные методы и педагогические подходы, расширяющие горизонты российского вокального образования. Западные и восточные вокальные традиции влияют друг на друга, что приводит к разнообразию и обогащению вокального искусства. [5, с. 15-40].2. Использование современных технологий.Доступ к онлайн-курсам и учебным пособиям российских и зарубежных вокальных тренеров расширяется, делая качественное обучение доступным для широкой аудитории. Программное обеспечение используется для анализа вокальных техник, выявления сильных и слабых сторон у исполнителя и отслеживания его прогресса. Применяется широкое использование аудио- и видеозаписи для анализа техники, работы над нюансами исполнения, создания демо-записей. Программы обработки звука (DAW) становятся неотъемлемой частью обучения, позволяя учащимся экспериментировать с эффектами и создавать свои аранжировки. Онлайн-платформы для обучения и обратной связи становятся всё более распространёнными. Используются технологии анализа голоса (голосометрия) для объективной оценки вокальных данных, выявления проблем и отслеживания прогресса. Понимание физиологических механизмов пения и применение научных знаний в обучении становятся всё более распространёнными.3. Системный подход.В современных методах обучения пению, уделяется внимание на физические, ментальные и эмоциональные аспекты пения. Интеграция элементов таких дисциплин, как актёрское мастерство (работа над сценической подачей, эмоциональной выразительностью), хореография (сценическое движение), теория музыки (гармония, импровизация), а также музыкальная стилистика, развитие правильной техники дыхания и осознания тела, считается решающим для оптимального вокального исполнения. Программы обучения вокалу включают в себя развитие исполнительского и артистического мастерства, развитие импровизационных навыков, способности к сочинению мелодий и текстов. Это особенно актуально для эстрадного вокала, требующего творческой свободы исполнителя [3, стр. 89-93]. Кроме того, учителя эстрадного вокала все больше двигаются в сторону индивидуального подхода к каждому ученику. Это даёт им возможность сконцентрироваться на обучении технике пения, которую планирует использовать каждый из своих учеников, а также учить их работать с различными стилями и жанрами песенного материала. Этот подход помогает ученикам развивать компетенции и осознавать свои сильные стороны [4, стр. 43-58]. Являясь целостной системой, ориентированной на достижение конкретного уровня мастерства, методика представляет собой неотъемлемую часть обучения в педагогике. Однако важно понимать, что существующие методики могут различаться по степени соответствия предлагаемым приемам и наличию четкой логики.В последние годы эстрадное вокальное искусство все больше ориентируется на Запад. Однако в отечественной литературе информация о современных западных методиках скудна и фрагментарна. Кроме того, некоторые педагоги продолжают игнорировать новые вокальные приемы. Несмотря на то, что эстрадное искусство усложнилось в конце XX века, наблюдается подобное явление. Так, М.И. Белоусенко отрицает существование единой позиции пения для эстрадных вокалистов. Такое отношение объясняется тем, что обучение эстрадному вокалу в России началось лишь в 1984 году. В отечественной педагогике отсутствуют требования к владению полным вокальным инструментарием современного эстрадного вокалиста. По словам Л.М. Коваль, область подготовки эстрадных исполнителей остается практически неразработанной, и каждый педагог преподает на основе собственного опыта. Однако отечественные педагоги осознают необходимость изучения зарубежных методик. Так, А.М. Вербов, Л.Б. Дмитриев и другие исследователи внесли значительный вклад в понимание профессиональных компетенций формирования певческого голоса. Изучение законов эстрадного искусства проведено А.М. Цукером, В.Г. Кузнецовым и другими авторами.Несмотря на наличие аудио-примеров в большинстве методик, их качество не всегда соответствует заявленным принципам. Например, в методике Сета Риггса, несмотря на ее эффективность, аудио-приложение не всегда соответствует предложенным упражнениям. И наоборот, методика Арианы Карягиной страдает от отсутствия явной связи между упражнениями и резких переходов, что может затруднять обучение некоторых вокалистов. Тем не менее, в некоторых методиках можно найти уникальные и адаптированные под конкретные задачи приемы. Пособие Олега Степурко "Скэт-импровизация" является единственным в России ресурсом, посвященным импровизации в эстрадно-джазовом вокале. Оно основывается на авторской методике певицы и педагога Джонни Митчелл, которая до сих пор остается малоизвестной из-за авторских прав. Таким образом, при выборе методики важно учитывать ее соответствие целям обучения, наличие качественных аудио-примеров и ясной логики, а также искать уникальные и адаптированные пособия, которые могут дополнить и обогатить процесс обучения.Вне зависимости от специфики отдельных методик, существует ряд общих задач, на выполнение которых направлено обучению эстрадному вокалу:1. Развитие профессиональных навыков: • техники звукоизвлечения, • приемы орнаментики: мелизматика, различные виды вибрато, скэт, бибоп и др., • навыки работы с аппаратурой,2. Формирование художественных навыков: • актерское мастерство, риторика, • имидж — прическа, костюм, макияж. 3. Развитие сценических навыков: • исполнительское мастерство, Преподавание эстрадного вокала — динамичная область, постоянно развивающаяся и адаптирующаяся к изменениям в музыкальном мире. Современные тренды направлены на развитие индивидуальности, использование современных технологий, междисциплинарный подход к обучению, что позволяет учащимся достигать максимальных результатов. Важно отметить, что эффективное обучение всегда должно быть основано на индивидуальном подходе и учитывать индивидуальные возможности каждого ученика.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (82) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Ткаченко Н.В. ТЕНДЕНЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА: ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ // Вестник науки №1 (82) том 2. С. 847 - 852. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/20710 (дата обращения: 23.06.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/20710



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.