'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (82) том 2
  4. Научная статья № 117

Просмотры  163 просмотров

Шатверова Л.А.

  


МЕЛИЗМЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЖАНРА СОУЛ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX В. *

  


Аннотация:
в статье выявляется роль мелизмов в произведениях жанра соул второй половины XX в. Используя методы структурного анализа и сравнения, автор рассматривает мелизм как ритмико-интонационный инструмент, который был распространен в музыкальной среде соул-вокалистов и стал их неотъемлемой характерной чертой.   

Ключевые слова:
вокал, мелизматика, музыка, жанр соул   


Современные музыкальные композиции насыщены разнообразными средствами выразительности, одним из которых являются мелизмы. В рамках данного исследования мы рассматриваем мелизм как ритмико-интонационный инструмент, применяемый исполнителем в ходе выступления, который направлен на усиление мелодии и ее интонационного рисунка.Соул — это музыкальный жанр, возникший в 1950-х годах в афроамериканских церковных и ритм-н-блюзовых кругах. Соул характеризуется сильным вокалом, часто с влиянием госпела, а также эмоциональной лирикой, затрагивающей такие темы, как любовь, потеря и социальные проблемы.Мелизмы – приемы в вокале, вплетённые в нить мелодии. Они могут быть прописаны в нотах, а могут стать импровизацией, не нарушая ритмический рисунок. История мелизмов в вокале начинается с эпохи ренессанса, когда возрождение к истокам ломает текущие музыкальные устои. Мелизмы присутствуют в каждом музыкальном жанре, но везде используются по-своему.Современная мелизматика – это набор приёмов, появившихся с новыми музыкальными жанрами: соулом, джазом и R&B. Эти жанры стремятся нарушить классическую структур, предлагая эксперименты над звучанием. Зачастую эти приёмы – индивидуальность исполнителя или особенность жанра. В соул-музыке мелизмы являются неотъемлемой частью исполнения. Они используются для добавления драматизма, эмоций и разнообразия вокальным партиям.Типы мелизмов, используемых в соул-музыке:Форшлаг: С немецкого языка – удар перед (нотой). Чтобы украсить грядущий звук, сперва исполнитель производит «удар» по ноте. Форшлаг бывает коротким и длинным. Разница в том, что на длинном форшлаге вспомогательная нота не перестаёт звучать при наступлении основной.Мордент: В морденте основной звук расщепляется на два при помощи вспомогательного звука. Звучит основной-вспомогательный-основной. Вспомогательный звук определяется знаком мордента.Группетто: Опевание основного звука соседними. Зачастую композиторы не ставят знака, а просто прописывают группетто по нотам.Однако в эстрадном вокале чаще всего встречаются не академические мелизмы, а именно:“Пробежки”: Перебег от одной ноте к другой посредством пропевания каждого звука между ними.“Завитки”: Путь от одной ноты к другой, но затем возвращаетесь к одной из промежуточных и вновь устремляетесь к целевой ноте.“Петли”: Завершённый завиток с акцентом в конце. Открывает возможности для комбинации мелизмов.В соул-музыке мелизмы выполняют ряд функций. Мелизмы могут усиливать эмоции, выражаемые в вокале. Они могут создавать напряжение и драматизм в мелодиях. Мелизмы могут добавлять дополнительную гармонию и текстуру вокальным партиям. Их использование исполнителем также может демонстрировать вокальные навыки вокалиста.Примеры исполнителей соул-музыки, использующих мелизмы: Арета Франклин, Рэй Чарльз, Отис Реддинг, Уитни Хьюстон, Стиви Уандер.Для структуры произведений в жанре соул характерны разнообразные мелизмы. В основном, они используется не в инструментальной аранжировке, а вокалистами [1].“Трель” в жанре соул нацелены на усиление эмоциональной окраски мелодического рисунка, а также на углубление чувственности музыкальной композиции за счет создание контраста в ритмико-интонационной структуре произведения [8]. В качестве примера для структурного анализа были использованы "Aint No Sunshine" Билла Уизерса и "Chain of Fools" Ареты Франклин, а также был проведен общий анализ репертуара Уитни Хьюстон, Глэдис Най, Донни Хатауэй, Стиви Уандер и Мэрайя Кэри [3]. «Aint No Sunshine» — композиция, написанная и выпущенная Биллом Уизерсом в 1971 году. Она была выпущена на Sussex Records, лейбле, основанном самим Б. Уизерсом. Песня получила признание критиков и имела огромный коммерческий успех. Она достигла первого места в чарте Billboard Hot 100 и получила три премии «Грэмми», в том числе за лучшую песню в стиле R&B и лучшее мужское вокальное исполнение в стиле R&B [5, 11]. С тех пор песню перепевали многие исполнители, и она стала классикой в мире соул-музыки. Биллом Уизерсом в данной песне используется Пробежки. Этот прием становится очевидным при сравнении нот и спектограммного рисунка этой композиции. Так, в мелодической структуре можно заметить высокую степень колебаний вокала. Именно это придает композиции более чувственный, глубокий и меланхоличный окрас [6]. Наиболее четко данный прием выражен в первом и втором куплетах.Рисунок 1. Ain’t no Sunshine.Рисунок 2. Ain’t no Sunshine – спектрограмма.Изобразив данную спектрограмму более схематично, мы получим волнообразную функцию с сравнительно высокой степенью колебаний в временном отрезке с 00:00 по 00:17.Другим ярким примером использования мелизма в жанре соул является произведение Ареты Франклин. Песня «Chain of Fools» Ареты Франклин была выпущена в 1967 году лейблом Atlantic Records. Песня имела большой успех, достигнув первого места в чарте Billboard Hot 100 и став одним из знаковых хитов А. Франклин. Она также получила признание критиков за мощный вокал и влияние R&B и соул, присутствующее в песне. Выход песни совпал с расцветом карьеры Франклин и способствовал укреплению ее репутации как «королевы соула» [7, 1-3]. Здесь певица использует быструю, пульсирующую вибрацию голоса, чтобы придать ноте или группе нот красочность и эмоциональную глубину. Эта техника часто используется в песнях с высоким темпом, чтобы добавить энергичности и задора. Так, проводя ранее использованный сравнительный анализ спектрограммного рисунка и нотного стана. Наиболее очевидным является значительно низкая в сравнении с «Aint No Sunshine» степень колебаний.Рисунок 3. «Chain of Fools».Рисунок 4. «Chain of Fools» – спектрограмма.Подобный эффект был достигнут, используя “Трель”. Вокалистка растягивает звук в слове цепь (Chain), создавая стабильный мелодический рисунок и вызывает в слушателе чувство задора. Это усиливает смысловой вес лирики. Таким образом, можно сделать вывод, что мелизмы преимущественно направлены на усиление смыслового посыла композиции.Далее, рассмотрим более обширный культурный ландшафт жанра соул с целью выявить специфические тренды и особенности музыки данного периода. Как было упомянуто ранее, качественный анализ будет проведён по ряду исполнителей и произведений их авторства, которые относятся к рассматриваемому периоду.1) Уитни Хьюстон (1963-2012):- Greatest Love of All (Трель),- I Will Always Love You (Трель + “Пробежки” + “Завитки”).2) Глэдис Най (1944):- Midnight Train to Georgia (Трель + Пробежки),- I Heard it Through the Grapevine (Трель + Пробежки + Завитки).3) Донни Хатауэй (1945-1979):- This Christmas (Трель),- The Ghetto (Трель + Пробежки).4) Стиви Уандер (1950):- I Just Called to Say I Love You (Трель + Завитки),- Isnt She Lovely? (Трель).5) Мэрайя Кэри (1969):- Hero (Трель),- Always Be My Baby (Трель).Таблица 1. Количественное сравнение мелизмов.Трель – 9, Пробежки – 4, Завитки – 3.Качественный анализ части произведений второй половины двадцатого века показывает явную тенденцию к применению “петель”. Этот вид мелизмы показал себя наиболее универсальным и простым в применении и интеграции в музыкальную композицию. Так, “пробежка” преобладает в произведениях с более специфичным смысловым окрасом, а также определенным эмоциональным вектором. Необходимо отметить, что данный обзор носит поверхностный характер и нацелен на определение общих трендов в музыкальной среде на макроуровне.Подводя итоги, можно сделать вывод, что мелизм как ритмико-интонационный инструмент был распространен в музыкальной среде соул музыкантов во второй половине ХХ века. Структурный анализ "Aint No Sunshine" Билла Уизерса и "Chain of Fools" Ареты Франклин показывает роль “трели” и “пробежек” в усилении идейного посыла композиции, а также мелодического рисунка произведения. Так, “пробежка”, создавая высокую степень колебаний в звуке придает мелодии более глубокую эмоциональность. Трель же направлена на создание и усиление ощущения энергичности в мелодическом рисунке.Наиболее распространённой вариацией была Трель. Его использование увеличивалось к концу ХХ века, однако по итогам данной работы нельзя сказать о преобладании “Трели” в соул-музыке второй половины ХХ века.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (82) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Шатверова Л.А. МЕЛИЗМЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЖАНРА СОУЛ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX В. // Вестник науки №1 (82) том 2. С. 853 - 860. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/20711 (дата обращения: 24.06.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/20711



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.