'
Комкова А.Р., Крапивина И.В.
КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРЕВОЖНО-ФОБИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У СИРОТ *
Аннотация:
в работе представлен обзор темы и проблематики сиротства, влияние ранней депривация на развитие личности формирование тревожно-фобических расстройств. Представлен статистический анализ с помощью критерия Манна-Уитни. При помощи статистических методов исследования были выявлены значимые различия между группами, где ключевым фактором являлось сиротство.
Ключевые слова:
характерологические особенности личности, сиротство, фобические расстройства, ранняя депривация
Тревожно-фобические расстройства представляют собой значимую проблему в области клинической психологии, вызывая серьезные последствия для качества жизни и адаптации людей. Особое внимание к данной теме обусловлено тем, что лица, находящиеся на постинтернатном сопровождении, часто сталкиваются с множеством стрессоров, таких как утрата привычной социальной среды, недостаток поддержки и ресурсоемкие процессы адаптации к новым условиям. Эти факторы способствуют возникновению и усугублению тревожно-фобических реакций.По данным ВОЗ, на 2019 г. численность людей с тревожными расстройствами во всем мире оценивалась на уровне 301 млн. человек, таким образом, тревожные расстройства являются самой распространенной категорией психических расстройств.ТФР в разных проявлениях страдает в среднем 5-12% населения планеты. При этом среди женщин патология встречается в два раза чаще. Манифестация (дебют) расстройства в большинстве случаев отмечается в возрасте от 15-20 до 30-35 лет, в более позднем возрасте это происходит крайне редко.Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются одной из наиболее уязвимых категорий в контексте психического здоровья. Отсутствие стабильной семейной среды, которая обычно обеспечивает ребенку безопасность, заботу и эмоциональную поддержку, оказывает глубокое влияние на их психоэмоциональное развитие. В раннем возрасте формируются базовые структуры личности, и семейная среда играет ключевую роль в этом процессе. Когда ребенок лишен возможности установить надежную эмоциональную связь с родителями или опекунами, это может привести к серьезным нарушениям в формировании его психики.Ранняя депривация является одним из ключевых факторов, влияющих на психическое развитие личности. Особое внимание в данном контексте уделяется сиротам, чье раннее детство часто характеризуется недостатком эмоциональной и социальной поддержки. Ранняя депривация, особенно в критические периоды развития ребенка, может оказывать глубокое влияние на его психическое и эмоциональное благополучие. Последствия эмоциональной депривации особенно ярко проявляются у детей, находящихся в интернатах, а также в неблагополучных и неполных семьях. Это происходит в тех случаях, когда ребенок воспитывается одним из родителей, который не предоставляет ему должного внимания и необходимых ресурсов. Эмоциональная депривация может также способствовать возникновению чувства изоляции, что, в свою очередь, приводит к недостатку любви и тепла между поколениями в семье. Порвать эту цепь наследственных проблем зачастую оказывается крайне сложно.В рамках теории привязанности Джона Боулби, развитие фобий и тревожных расстройств у ребенка может быть связано с депривацией, то есть недостатком или нарушением качественной эмоциональной связи с основным опекуном (обычно с матерью или отцом). Он подчеркивал важность стабильной и надежной эмоциональной связи между ребенком и его главным опекуном. Эта связь служит основой для чувства безопасности, позволяя ребенку исследовать окружающий мир и развивать уверенность в своей способности справляться с жизненными трудностями.При отсутствии надежной привязанности ребенок может испытывать постоянную тревогу из-за непредсказуемости реакции опекуна на его потребности. Это состояние постоянной неопределенности способствует развитию общего чувства тревоги.Если в процессе формирования привязанности ребенок испытывает страхи, связанные с отвержением или отсутствием опеки, эти страховые реакции могут закрепляться и превращаться в специфические фобии.Цель исследования заключается в изучении клинико-психологических особенностей у лиц с ТФР и выявлении взаимосвязи влияния фактора сиротства на течение ТФР. Гипотеза заключается в том, что лица с повышенным уровнем тревожности на постинтернатном сопровождении обладают характерными клиническо-психологическими особенностями, отличающими их от лиц, воспитывающихся вне системы интерната. Объект исследования: клинико-психологические особенности у лиц постинтернатного сопровождения. Предмет исследования: роль клинико-психологических особенностей у лиц постинтернатного сопровождения на течение тревожно-фобических расстройств.В исследовании приняли участие 35 лиц, разделенных на две группы:- Первая группа: 16 лиц постинтернатного сопровождения (12 женщин и 4 мужчины).- Вторая группа: 21 лицо, воспитывающееся вне системы интерната (13 женщин и 8 мужчин).Для достижения поставленных целей использовались следующие методики: Шкала самооценки тревоги Д. Шихана (SPRAS), Сокращенный многофакторный опросник для исследования личности (СМОЛ), Индекс жизненного стиля (LSI), Способы совладающего поведения (WCQ).Для выявления статистически достоверных различий между группами применялся U-критерий Манна-Уитни, позволяющий оценить различия между двумя независимыми выборками по количественно измеренным признакам.По методике SPRAS выявлено, что:- В группе постинтернатного сопровождения (16 лиц) клинически значимый уровень тревожности наблюдается у 9 человек.- В группе вне системы интерната (21 лицо) — у 10 человек.Таблица 1. Сравнение средних показателей по шкалам методики SPRAS.Таким образом, уровень тревожности в первой группе выше, чем во второй.Для определения личностных особенностей был проведен сокращенный многофакторный опросник исследования личности (Mini-Mult, СМОЛ). Он позволяет оценить уровень нервно-эмоциональной устойчивости, степень интеграции личностных свойств и уровень адаптации личности к социальному окружению.Выявлено преобладание депрессии, паранойяльности и гипомании в обеих группах, что указывает на связь с ТФР.Рис. 1. Различия по шкалам депрессии, паранойяльности, гипомании у двух групп.Для выявления преобладающих видов защитных механизмов по двум группам применялась методика «Индекс жизненного стиля LSI». Методика позволяет выявить восемь видов защитных механизмов: вытеснение, отрицание, замещение, компенсацию, реактивное образование, проекцию, интеллектуализацию (рационализацию) и регрессию.Таблица 2. Различия по методике Индекс жизненного стиля LSI (составлено автором):Отрицание, замещение и интеллектуализация преобладают как основные защитные механизмы у обеих групп, при этом в первой группе выделяется больше отрицания и интеллектуализации.Для исследования копинг-стратегий мы использовали методику «Способы совладающего поведения» (Ways of Coping Questionnaire, WCQ) Таблица 3. Различия по методике ССП (составлено автором):В обеих группах преобладают стратегии дистанцирования, бегства-избегания и планирования, однако в первой группе отмечается больше конфронтации и самоконтроля.Ниже представлена гистограмма, отражающая достоверные различия показателей по двум группам.Рисунок 2. Результаты по методики ССП у двух групп.Применение U-критерия Манна-Уитни выявило статистически достоверные различия по следующим шкалам:- Паранойяльность (p ≤ 0.01)- Конфронтация (p ≤ 0.01)В зоне неопределенности находятся шкалы депрессии, самоконтроля, поиск социальной поддержки и планирования действий.Полученные результаты подтверждают выдвинутую гипотезу о наличии отличительных клинико-психологических характеристик у лиц постинтернатного сопровождения по сравнению с лицами, воспитывающимися вне системы интерната. В первой группе наблюдается более высокий уровень тревожности, что может быть связано с особенностями воспитания и отсутствием семейной поддержки.Высокие показатели по шкалам депрессии, паранойяльности и гипомании указывают на сложные психологические состояния, сопутствующие ТФР. В частности, паранойяльность может приводить к недоверию и изоляции, что усложняет процесс адаптации и потенциально усиливает тревожные расстройства.Что касается копинг-стратегий, то преобладание дистанцирования и бегства-избегания в обеих группах свидетельствует о склонности к пассивному избеганию проблем, тогда как стратегия планирования отражает активные попытки контроля над ситуацией.В результате проведенного исследования выявлены существенные клинико-психологические различия между лицами постинтернатного сопровождения и лицами, воспитывающимися вне системы интерната. Лица постинтернатного сопровождения демонстрируют более высокий уровень тревожности и специфические личностные черты, связанные с ТФР, такие как паранойяльность и депрессивные состояния. Защитные механизмы отрицания и интеллектуализации играют ключевую роль в их психологической адаптации.
Номер журнала Вестник науки №1 (82) том 2
Ссылка для цитирования:
Комкова А.Р., Крапивина И.В. КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРЕВОЖНО-ФОБИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У СИРОТ // Вестник науки №1 (82) том 2. С. 891 - 898. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/20717 (дата обращения: 23.06.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*