'
Сосунова М.С., Крапивина И.В.
РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЗИДУАЛЬНОЙ ЭНЦЕФАЛОПАТИЕЙ *
Аннотация:
в работе представлены результаты нейропсихологической диагностики уровня сформированности высших психических функций у детей младшего школьного возраста с резидуальной энцефалопатией, позволяющее говорить о наличии закономерности наличия диагноза резидуальная энцефалопатия и низким уровнем развития когнитивных функций. Предложены методы коррекции высших психических функций для детей младшего школьного возраста с резидуальной энцефалопатией. Представлен математический сравнительный анализ.
Ключевые слова:
резидуальная энцефалопатия, задержка психического развития, высшие психические функции
Актуальность обусловлена следующим: В современном обществе остро стоит проблема социализации и интеграции детей с психоневрологическими заболеваниями. Несмотря на развитие технологий и медицины, количество детей с диагнозом «резидуальная энцефалопатия» растёт с каждым годом. Однако это не облегчает работу специалистов, которые сталкиваются с трудностями в успешной интеграции таких детей в общество. У детей, имеющих в анамнезе диагноз резидуальная энцефалопатия, наличествуют индивидуально психологические особенности в развитии, следовательно, такие особенности могут затруднять процесс обучения.Э. Г. Симерницкая в своих трудах, посвященных школьной неуспеваемости, описывает факторы ее появления. Также она уделяет внимание описанию нейропсихологических профилей психической деятельности, типов психического онтогенеза и вариантов задержки в развитии высших психических функций.И.Ф. Марковская, и другие авторы, в своих работах подробно описывают специфику развития психики у детей с неклиническими формами задержки созревания центральной нервной системы, несмотря на многообразие подобных работ, положение детей, с диагнозом резидуальная энцефалопатия, в обществе почти не изменилось.Вопрос о статусе сформированности психической деятельности у детей в возрасте от 6 до 11 лет с установленным диагнозом резидуальная энцефалопатия остается нерешенным, несмотря на обилие исследований из данного цикла.Следовательно, возникает следующая проблема исследования: особенности формирования высшей психической деятельности у детей в возрасте от 6 до 11 лет с диагнозом резидуальная энцефалопатия и установление причины снижения эффективности обучения этих детей в школе и психического развития в целом.Цель: изучение и анализ нейропсихологических синдромов несформированности высших психический функций у детей с резидуальной энцефалопатией, разработка программы коррекции несформированных высших психических функций у детей с резидуальной энцефалопатией.Предмет: нейропсихологические особенности формирования высших психических функций у детей младшего школьного возраста с резидуальной энцефалопатией.Объект: развитие высших психических функций у детей младшего школьного возраста с резидуальной энцефалопатией.Гипотеза: Резидуальная энцефалопатия у детей младшего школьного возраста влияет на формирование высших психических функций, что может приводить к снижению когнитивных функций.Методология и методика исследования.Для выявления статистически достоверных различий между группами использовался t-критерий Стьюдента.Методики: Балашова Е.Ю., Ковязина М. С. - Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы.Объектом исследования стали: 88 детей из них 64 мальчика, 24 девочки. В возрасте 6-7 лет- 30 человек, 8-10 лет 36 человек, 10-11лет- 22 человека.Из них 1 группа 44 ребенка с установленным диагнозом резидуальная энцефалопатия. И 2 группа 44 ребенка с исключенным диагнозом РЭП, проходящие реабилитацию в следствии ортопедических травм (переломы, растяжения), в возрасте от 6 до 11 лет находившиеся в стационаре или под амбулаторным наблюдением в неврологическом, соматическом, нейроортопедическом отделении КГБУЗ ДКЦМР «Амурский».В таблице 1 представлено сравнение средних результатов диагностики по двум группам.Таблица 1. Сравнение средних результатов по двум группам.Для наглядности данные таблицы 1 представлены в виде диаграмм.Рисунок 1. Обозначение результатов внимания.Исходя из данных, представленных в таблице 1 и проиллюстрированных в рисунке 1 следует вывод: 1 группа детей, с установленным диагнозом РЭП, имеют низкий уровень сформированности внимания.Рисунок 2. Обозначение результатов памяти.Исходя из данных, представленных в таблице 1 и проиллюстрированных в рисунке 2 следует вывод: 1 группа детей, с установленным диагнозом РЭП, имеют низкий уровень сформированности памяти.Рисунок 3. Обозначение результатов слухового восприятия.Исходя из данных, представленных в таблице 1 и проиллюстрированных в рисунке 3 следует вывод: 1 группа детей, с установленным диагнозом РЭП, имеют низкий уровень сформированности слухового восприятия.Рисунок 4. Обозначение результатов зрительного восприятия.Исходя из данных, представленных в таблице 1 и проиллюстрированных в рисунке 4 следует вывод: 1 группа детей, с установленным диагнозом РЭП, имеют заниженный уровень сформированности зрительного восприятия.Рисунок 5. Обозначение результатов тактильное восприятие.Исходя из данных, представленных в таблице 1 и проиллюстрированных в рисунке 5 следует вывод: 1 группа детей, с установленным диагнозом РЭП, имеют низкий уровень сформированности тактильного восприятия.Рисунок 6. Обозначение результатов динамического праксиса.Исходя из данных, представленных в таблице 1 и проиллюстрированных в рисунке 6 следует вывод: 1 группа детей, с установленным диагнозом РЭП, имеют низкий уровень сформированности динамического праксиса.Рисунок 7. Обозначение результатов кинестетического праксиса.Исходя из данных, представленных в таблице 1 и проиллюстрированных в рисунке 7 следует вывод: 1 группа детей, с установленным диагнозом РЭП, имеют низкий уровень сформированности кинестетического праксиса.Рисунок 8. Обозначение результатов пространственного праксиса.Исходя из данных, представленных в таблице 1 и проиллюстрированных в рисунке 8 следует вывод: 1 группа детей, с установленным диагнозом РЭП, имеют низкий уровень сформированности пространственного праксиса.Рисунке 9. Обозначение результатов состояния речевой сферы.Исходя из данных, представленных в таблице 1 и проиллюстрированных в рисунке 9 следует вывод: 1 группа детей, с установленным диагнозом РЭП, имеют низкий уровень сформированности речевой сферы.Рисунок 10. Обозначение результатов мышления.Исходя из данных, представленных в таблице 1 и проиллюстрированных в рисунке 10 следует вывод: 1 группа детей, с установленным диагнозом РЭП, имеют низкий уровень сформированности мышления.Из результатов проведенного исследования, с использованием математического корреляционного анализа, следует: наличие диагноза резидуальная энцефалопатия у детей младшего школьного возраста влияет на снижение уровня когнитивных функций.Заключение.Была проведена научно-исследовательская работа, направленная на выявление взаимосвязи наличия диагноза резидуальная энцефалопатия и снижения когнитивных функций в возрасте от 6 до 11 лет находившиеся в стационаре или под амбулаторным наблюдением в неврологическом, соматическом, нейроортопедическом отделении КГБУЗ ДКЦМР «Амурский». На основании проведенного исследования следует ряд заключительных выводов.Из результатов теоретического анализа: Поражение развивающегося мозга и сопутствующие нарушения нервной и нейрогуморальной регуляции могут стать причиной дисгармоничного течения пренатального и постнатального онтогенеза.В связи с этим психопатологические особенности и динамика постинфекционных и посттравматических изменений зависят не только от характера вредоносного фактора, его этиологии, интенсивности и остроты воздействия, но и от возраста, в котором ребёнок перенёс поражение головного мозга.На основе корреляционного анализа: у детей с диагнозом резидуальная энцефалопатия наблюдается очень сильная корреляционная связь между наличием диагноза и когнитивными функциями.Следовательно, гипотеза исследования подтвердилась – Резидуальная энцефалопатия у детей младшего школьного возраста влияет на формирование высших психических функций, что может приводить к снижению когнитивных функций.
Номер журнала Вестник науки №1 (82) том 2
Ссылка для цитирования:
Сосунова М.С., Крапивина И.В. РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЗИДУАЛЬНОЙ ЭНЦЕФАЛОПАТИЕЙ // Вестник науки №1 (82) том 2. С. 905 - 913. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/20719 (дата обращения: 24.06.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*