'
Белозерова Е.В., Бергис Т.А.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА И ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ *
Аннотация:
в данном исследовании рассматривается взаимосвязь профессионального стресса и психического состояния воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Профессиональный стресс, возникающий из-за высокой степени ответственности, эмоционального выгорания и нестабильной психологической атмосферы, существенно влияет на психическое состояние педагогов. Исследуются психические состояния, связанные с профессиональным стрессом, такие как тревожность, депрессия и снижение работоспособности, а также их последствия для качества образовательного процесса и развития детей. Упор делается на необходимость внедрения профилактических мероприятий, направленных на снижение стресса и улучшение психоэмоционального состояния воспитателей, что, в свою очередь, способствует созданию более благоприятной образовательной среды
Ключевые слова:
профессиональный стресс, психическое состояние, воспитатели, ДОУ, эмоциональное выгорание, тревожность, депрессия, качество образования, профилактика, педагогическая среда
Профессиональный стресс представляет собой важный и актуальный предмет исследования в области педагогики, особенно когда речь идет о воспитателях, чья работа непосредственно связана с опытом взаимодействия с детьми и их родителями. Эта категория специалистов часто сталкивается с высоким уровнем стресса, который возникает в результате напряжённой рабочей атмосферы, требований, предъявляемых к их работе, и других факторов. Понимание природы и причин профессионального стресса у воспитателей имеет жизненно важное значение для повышения качества образования и общего благосостояния работников. Важным фактором, способствующим возникновению профессионального стресса у педагогов, является то, что с каждым годом профессии в сфере образования теряют свою престижность. Это приводит к изменению отношения как к ученикам, так и к родителям [1].
Одним из ключевых факторов, способствующих профессиональному стрессу, является нечеткость обязанностей. Воспитатели часто вынуждены выполнять множество задач, которые могут варьироваться от организации образовательного процесса до взаимодействия с родителями и других административных задач. Это создает неопределенность в их профессиональной роли и, как следствие, приводит к стрессовым ситуациям. Воспитатели могут испытывать трудности в управлении временем и ресурсами, что негативно сказывается на их психическом здоровье.
Еще одним значимым фактором является административное давление. Воспитатели часто сталкиваются с требованиями со стороны руководства, что может включать постоянное изменение образовательных стандартов, необходимость регулярно проходить аттестации и привлечение внимания к связанным с этими задачами. Это создает атмосферу конкуренции и быстрого реагирования, что делает работу более напряженной и приводит к высокому уровню стресса.
Недостаток карьерных перспектив также вносит свой вклад в чувство стресса. Многие воспитатели ощущают фрустрацию из-за отсутствия четких путей для карьерного роста, что может привести к чувству бесполезности и недовольству своей работой. Это сочетание факторов часто вызывает эмоциональное выгорание – состояние, характеризующееся физической и эмоциональной истощенностью, что может значительно уменьшить качество выполнения профессиональных обязанностей и снизить уровень удовлетворенности работой.
Профессиональный стресс у воспитателей может проявляться через различные физические и психические симптомы. К ним относятся повышенная тревожность, депрессия, бессонница, перепады настроения и соматические проявления, такие как головные боли и другие физические недомогания. Эти симптомы могут ухудшить качество жизни воспитателей и негативно отразиться на их способности к обучению и развитию детей. Кроме того, они могут приводить к высокому уровню текучести кадров в образовательных учреждениях, что также негативно сказывается на стабильности и качестве образовательного процесса.
Последствия профессионального стресса в области образования имеют огромное значение. Уровень стресса, с которым сталкиваются воспитатели, может напрямую влиять на их взаимодействие с детьми. Например, эмоциональное выгорание может привести к снижению уровня заботы и внимания к детям, что соответственно затрудняет всестороннее развитие и эмоциональное благополучие детей. Это может вызвать цепочку негативных последствий, потому что низкий уровень вовлеченности воспитателя в образовательный процесс может снизить мотивацию и успехи детей.
Состояния фрустрации различны и зависят от множества факторов, таких как сила фрустраторов, значимость их действий, привычка к ним и индивидуальные особенности человека. Реакции на фрустрацию могут быть активными, стеническими (например, агрессия, фиксация, капризное поведение, уход в отвлекающую деятельность) или пассивными, астеническими (такими как депрессия и регрессия). В любом случае фрустрация сопровождается отрицательными эмоциями, и можно утверждать, что это явление связано с переживаниями неудачи [2].
Воспитатели часто сталкиваются с несоответствием между объемом задач и временем, отведенным на их выполнение. Чрезмерная нагрузка и нехватка времени на планирование занятий значительно усложняют выполнение поставленных задач [5].
Работа воспитателей, которая требует значительного эмоционального вклада и постоянного взаимодействия с детьми, сопровождается высоким уровнем профессионального стресса. Л.А. Водопьянова и Н.Е. Старченкова отмечают, что хронический стресс может приводить к снижению работоспособности, эмоциональному выгоранию и профессиональным деформациям. Педагогическая деятельность требует от воспитателей не только знания, но и умения формировать личность и воспитывать граждан, что делает их вклад в общество особенно важным. Когда на место опытных специалистов приходят менее подготовленные работники, пострадают прежде всего дети, что может иметь долгосрочные негативные последствия для их психического развития.
Создание оптимальных условий работы для воспитателей становится приоритетной задачей. Это включает в себя обеспечение моральной поддержки, возможности для профессионального роста и адекватного управления рабочими нагрузками. Воспитатели должны иметь возможность рефлексировать по поводу своей работы, справляться с множеством задач и взаимодействовать с детьми и родителями, что требует высокой эмоциональной зрелости и терпения.
Л.Н. Молчанова выделяет субъективные и объективные условия труда, подчеркивая, что эмоциональное состояние воспитателя зависит от условий работы и взаимодействия с окружающими. Профессиональное выгорание рассматривается Н.Е. Водопьяновой как результат долговременного стресса. Это явление негативно сказывается на производительности, становится причиной циклов эмоционального истощения и снижает качество образования.
Работа воспитателя требует гибкости и готовности к неожиданным ситуациям, что порой заканчивается недостатком личного времени для восстановления сил. Эмоциональный интеллект играет важную роль в их профессиональной деятельности, позволяя эффективнее взаимодействовать с детьми и уходить от профессионального выгорания. Высокий уровень эмоционального интеллекта способствует сохранению положительной атмосферы в коллективе и щадит психическое состояние воспитателей, а также детей, с которыми они работают.
А. А. Баранов в своем исследовании отмечал, что характерные черты педагога, обладающего высоким уровнем профессионального мастерства и отношением к своей деятельности, отражаются в его значительной удовлетворенности учебно-воспитательном процессом. Это, в свою очередь, может свидетельствовать о том, что у педагога отсутствуют состояния дистресса [3].
Профессиональный стресс у воспитателей – это многогранная проблема, требующая комплексного подхода к её решению. Важно не только оценивать факторы, способствующие стрессу, но и разрабатывать стратегии для их снижения. Это может включать создание более четких должностных инструкций, обеспечение поддержки со стороны руководства, а также программы по улучшению психического здоровья, такие как тренинги по стресс-менеджменту и развитие навыков эмоционального интеллекта. Поддержка и понимание со стороны общества также играют важную роль в снижении уровня стресса у воспитателей и помощи им в обеспечении качественного образования для детей.
В исследовании приняли участие 52 воспитателя в возрасте от 25 до 63 лет. Для диагностики профессионального стресса был использован комплекс методов, включая методику «ИДИКС», разработанную доктором психологических наук А. Б. Леоновой, которая анализирует механизмы формирования стресса на трех уровнях: факторы риска в рабочей среде, субъективные восприятия трудностей и деструктивная симптоматика.
Для оценки психического состояния применялись различные инструменты: опросник нервно-психического напряжения Т.А. Немчина, методика ДОРС, опросник самооценки психических состояний Г. Айзенка и коэффициент корреляции Спирмена для анализа зависимости между переменными.
Методика ИДИКС рассматривает внешние факторы, влияющие на трудовую среду, и субъективные восприятия работника.
Анализируются как острые, так и хронические проявления стресса, а также изменения в поведении и реакции личности.
Диагностика осуществляется за 20-30 минут и включает обобщенные блоки утверждений, что гарантирует удобство и наглядность в оценке.
Система позволяет проследить путь от факторов стресса до его проявлений, делая акцент на индивидуальном подходе к каждому случаю. Таблица 1 в исследовании иллюстрирует структуры и взаимосвязи компонентов диагностики, что способствует более точному выявлению уровней стресса и его последствий.
Таблица 1. Структура диагностической части системы «ИДИКС».
Основные шкалы |
Сушковы |
V1. Условия и организация труда (20 пунктов)
|
1.1. Условия труда 1.2. Интенсивность трудовых нагрузок 1.3. Особенности содержания труда 1.4. Организация трудового процесса |
V2. Субъективная оценка профессиональной ситуации (20 пунктов)
|
2.1. Разнообразие 2.2. Сложность 2.3. Значимость задач 2.4. Автономия исполнения |
V3. Вознаграждения за труд и социальный климат (20 пунктов)
|
3.1. Социальные конфликты 3.2. Оплата/вознаграждение за труд 3.3. Обратная связь 3.4. Контроль за исполнением
|
V4. Переживание острого стресса (30 пунктов)
|
4.1. Физиологический дискомфорт 4.2. Когнитивная напряженность 4.3. Эмоциональная напряженность 4.4. Трудности в общении 4.5. Затруднения в поведении 4.6. Общее самочувствие |
V5. Переживание хронического стресса (30 пунктов)
|
5.1. Тревога 5.2. Агрессия 5.3. Депрессия 5.4. Астения 5.5. Психосоматические реакции 5.6. Нарушения сна |
V6. Личностные и поведенческие деформации (20 пунктов)
|
6.1. Тип А поведения 6.2. Признаки синдрома «выгорания» 6.3. Невротические реакции 6.4. Поведенческие риск-факторы |
VO. Интегральная оценка – «Общий индекс стресса» |
|
LO. Шкала социальной
|
Индекс социальной желательности (10 пунктов) |
Для самооценки уровня стресса респондентам предлагается использовать четко структурированную четырехбалльную шкалу, которая помогает объективно оценить степень соответствия предложенных утверждений их субъективным переживаниям. Баллы распределяются следующим образом:
1 балл — полное несогласие с утверждением. Это означает отсутствие или крайне низкое восприятие стрессовых аспектов в жизни. Респонденты могут интерпретировать это как «нет, это совсем не так» или «почти никогда не испытываю такого».
2 балла — частичное согласие. Эта оценка указывает на некоторую степень истинности утверждения с фразами типа «пожалуй, так» или «иногда так бывает». Это может означать, что респондента беспокоят определенные факторы, но они не критичны.
3 балла — высокая степень согласия. Здесь респондент может сказать «верно» или «часто испытываю». Это отражает значительное влияние стресса на жизнь и осознание необходимости решений.
4 балла — полное согласие. Респондент утверждает, что данное утверждение полностью соответствует его состоянию, используя фразы «совершенно верно» или «почти всегда». Это свидетельствует о высоком уровне стресса и его негативном влиянии на личную и профессиональную жизнь.
Такой подход к самооценке способствует более глубокому пониманию своего эмоционального состояния и позволяет выявить факторы, требующие внимания для снижения уровня стресса и улучшения качества жизни.
Для диагностики стрессовой нагрузки используется опросник, который включает утверждения как в прямой, так и в обратной форме. Это обеспечивает полноценный взгляд на психологическое состояние респондентов, избегая акцента только на негативных аспектах. Подсчет баллов по шкалам позволяет сформировать индекс стресса (ИДИКС), который служит основой для дальнейшего анализа.
Опросник ДОРС, разработанный А.Б. Леоновой и С.Б. Величковской, оценивает состояния сниженной работоспособности, адаптируясь к немецкому тесту BMSII. Основная цель — диагностировать четыре ключевых состояния: утомление, монотонию, пресыщение и стресс, которые могут негативно сказаться на продуктивности. Опросник состоит из 40 утверждений, позволяющих респондентам оценить степень согласия, что помогает выявить влияние различных факторов на их рабочее состояние.
Кроме того, методика сегментирует нервно-психическое напряжение на три уровня выраженности и на основе собранных данных предлагает пути решения проблемы, улучшая условия труда и качество жизни работников. Нервно-психическое напряжение представляет собой комплексное состояние, которое требует внимательного подхода и понимания как эмоциональных, так и физических аспектов.
Также вводится тест Айзенка, который оценивает уровень личностной тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности. Каждое состояние измеряется по 40 утверждениям, интерпретация которых помогает понять поведение и эмоциональные реакции индивидов.
В целом, использование этих инструментов не только позволяет диагностировать проблемы, но и разрабатывать рекомендации для улучшения работоспособности и жизненных условий, что в свою очередь содействует повышению общей эффективности организаций.
Результаты исследования.
Исследование условий и организации труда среди женщин в образовательных учреждениях показало, что 6% респондентов испытывают крайне высокий уровень профессионального стресса, 4% — очень высокий, а 10% – высокий. Выраженный уровень стресса зафиксирован у 15% участниц, у 31% он умеренный, и только 38% воспитателей наблюдают низкий уровень стресса.
Основная шкала «Условия и организация труда» включает четыре ключевые субшкалы:
Каждая из этих субшкал имеет значительное влияние на уровень профессионального стресса и может служить основой для повышения удовлетворенности работой и профессионального развития.
Вторичная шкала, отражающая «Субъективную оценку профессиональной ситуации», состоит из субшкал, которые соответствуют ключевым элементам субъективного восприятия трудовой среды. Эти аспекты детально описаны в классической модели, разработанной Дж. Р. Олдхэмом и Дж. Хакманом. Модель выделяет важные составляющие, представляющие собой не только функциональные характеристики работы, но и эмоциональные и психологические составляющие, которые формируют общее отношение работника к своей профессиональной деятельности.:
Результаты среди воспитателей наблюдаются в значительной степени стресса, связанного с субъективной оценкой профессиональной ситуации. В частности, у 13% респондентов был зафиксирован критически высокий уровень стресса, в то время как 83% участников показали высокий уровень этого показателя. Интересно, что лишь 2% воспитателей демонстрируют выраженные переживания. Следует отметить, что ни одной категории с умеренным или низким уровнем стресса не было выявлено, что указывает на полное отсутствие таких показателей (0%). Эти данные подчеркивают важность внимания к психоэмоциональному состоянию педагогов и необходимость проработки стратегий поддержки, направленных на снижение уровня стресса и улучшение общей профессиональной атмосферы.
Третья шкала, касающаяся «Вознаграждения за труд и социального климата», включает субшкалы, такие как социальные конфликты, оплата и вознаграждение, обратная связь и контроль за исполнением. Согласно данным, представленным на рисунке 3, 15% респондентов испытывают умеренный уровень стресса, 68% — выраженный стресс, и 17% — высокий уровень стресса, при этом низкого и предельно высокого уровня стресса не зафиксировано.
Социальные конфликты в коллективе играют значительную роль в формировании эмоциональной атмосферы и продуктивности. Они могут вызвать повышенный уровень стресса и недовольства, что негативно влияет на коммуникацию и совместную работу. Недостаточное финансовое вознаграждение увеличивает чувство обиды и неудовлетворенности, ухудшая моральное состояние сотрудников. Конструктивная обратная связь необходима для поддержки профессионального роста и улучшения психологического климата, ее отсутствие может привести к неуверенности. Эффективный контроль за выполнением задач должен быть сбалансированным, чтобы избежать чрезмерного давления и создать доверительные отношения в команде.
Следующий компонент шкалы «Переживание острого стресса» включает несколько субшкал: физиологический дискомфорт, когнитивная и эмоциональная напряженность, трудности в общении, затруднения в поведении и общее самочувствие. Данные, показывают, что 69% воспитателей испытывают выраженное переживание стресса, что подчеркивает влияние профессиональной деятельности на их эмоциональное и физическое состояние. Это может быть связано с высокой нагрузкой, необходимостью внимания к каждому ребенку и решением конфликтных ситуаций. Умеренный уровень стресса у 10% воспитателей и высокий у 17% также указывает на недостаточную подготовленность к постоянным эмоциональным и когнитивным требованиям. Низкий уровень стресса зафиксирован у 2%, что может быть следствием эффективного стресс-менеджмента и поддержки, тогда как аналогичный показатель для предельно высокого уровня стресса (2%) свидетельствует о необходимости немедленного вмешательства, поскольку эти воспитатели могут близиться к профессиональному выгоранию.
Пятая шкала «Переживание хронического стресса» служит важным инструментом для оценки долгосрочных негативных последствий стресса на личность. Она акцентирует внимание на накоплении негативных эмоций и проявлениях, выявляя устойчивые реакции на хронические стрессоры. Ключевые аспекты шкалы включают тревожность, агрессивность, депрессию, астенизацию, хроническое утомление, психосоматические реакции и нарушения сна. Эти показатели помогают понять, как хронический стресс влияет на психоэмоциональное состояние и здоровье. Согласно представленным данным на рисунке 5, у 50% воспитателей наблюдается выраженный хронический стресс, у 17% – высокий, у 19% – умеренный, у 10% – низкий, и у 6% – предельно высокий уровень стресса.
Шестая шкала «Личностная и поведенческая деформация» анализирует критические последствия хронического стресса, отражая изменения в личностной структуре и социальном поведении. Она показывает, как стресс формирует личностные качества и поведенческие отклонения, влияя на все аспекты жизнедеятельности человека. Одним из проявлений деформации является поведение типа А, которое включает в себя высокую конкурентоспособность, императив достижения целей, гиперактивность, нетерпеливость, беспокойство и постоянное чувство нехватки времени. Данная шкала помогает выявить глубокие изменения в личностях людей, подвергающихся хроническому стрессу. Согласно представленным данным у 40% воспитателей наблюдается выраженная личностная и поведенческая деформация, у 4% – высокий уровень деформации, 33% имеют умеренный уровень, 21% – низкий, и 2% – предельно высокий уровень деформации.
Седьмая шкала «Общий индекс стресса» представляет собой сводную метрику, которая объединяет аспекты методики «ИДИКС» и позволяет оценить уровни стресса, переживаемые индивидуумом. Она включает ключевые элементы, определяющие эмоциональное и физическое состояние в рабочей среде, такие как условия труда, оценка профессиональной ситуации, вознаграждения, социальный климат, а также факторы острого и хронического стресса и личностные деформации.
Итоговая метрика демонстрирует актуальные стресс-факторы и их влияние на личное и профессиональное состояние. Результаты показывают, что 35% воспитателей испытывают умеренный стресс, 46% – выраженный, 13% – высокий уровень стресса, 2% имеют низкий индекс, а 4% – предельно высокий уровень стресса. Таким образом, шкала «Общий индекс стресса» является ключевой переменной в исследовании взаимосвязи профессионального стресса и психического состояния воспитателей ДОУ.
Исследование особенности психического состояния
Показатели уровня дифференцированной оценки состояния сниженной работоспособности у воспитателей представлены на рисунке 8.
Утомление у воспитателей присутствует выраженный 23%, высокий – 2%, умеренный 50% и 25% низкий. Монотония – выраженный уровень у 50%, высокий – 8%, умеренный – 19%, низкий – 23%. Уровень психического пресыщения – выраженный – 40%, высокий уровень – 37%, умеренный –15% и низкий 8%. Уровень напряженности и стресса у воспитателей – выраженный – 50%, высокий – 25%, умеренный – 17%, низким уровнем обладают 8% воспитателей.
Выраженные показатели нервно-психического состояния (НПН) респондентов, особенно высокая доля тех, кто испытывает умеренную 73% (38 человек) и чрезмерную 15% (8 человек) нервно-психическую нагрузку, указывают на сложные и многогранные факторы, которые влияют на их профессиональную жизнь и личные условия.
Воспитатели, испытывающие нервно-психическое напряжение, могут проявлять следующие признаки:
Корреляционный анализ профессионального стресса и психического состояния воспитателей
Анализируя выборку, состоящую из 52 участников, с помощью методики «ИДИКС» — интегральной диагностики и коррекции профессионального стресса, мы пытались понять, соответствует ли полученное распределение нормальному закону. Результаты нашего анализа оказались довольно показательными: асимптотическая значимость, полученная нами (двусторонняя), составила 0,008. Это значение, как представлено на рисунке 11, указывает на заметное отклонение проверяемого распределения от нормального, так как 0,008 меньше 0,05.
Такой дефицит нормальности говорит о том, что обнаруженные данные не располагают к применению традиционных параметрических методов анализа. Это подчеркивает необходимость использования альтернативных статистических подходов и мероприятий в дальнейших ступенях нашего исследования. В итоге, результаты подчеркивают важность тщательной подготовки и осмысления подхода к обработке данных, что особенно актуально в контексте более глубокого анализа и интерпретации результатов.
Рис.1. Гистограмма.
Учитывая, что выборка, которую мы анализируем, не поддается предположению о нормальном распределении, мы сделали обоснованный выбор в пользу применения непараметрического метода ранговой корреляции Спирмена. Это решение дает возможность детально изучить взаимосвязи между различными показателями, которые мы рассматриваем. Метод Спирмена позволяет получить представление о степени и направлении корреляционных связей между парами качественных переменных, что особенно актуально в условиях отсутствия предпосылок о нормальности данных.
Для осуществления процедуры вычисления ранговой корреляции Спирмена необходимо наличие двух наборов данных, которые можно упорядочить по рангам [4]. Эти группы значений должны отражать два различных феномена, исследуемых в одной и той же выборке.
Благодаря использованию ранговой корреляции Спирмена, мы сможем более точно оценить взаимозависимости и выявить возможные закономерности между исследуемыми переменными, что повысит надежность и информативность полученных результатов нашего исследования.
Проверка правильности составления матрицы на основе исчисления контрольной суммы:
Сумма по столбцам матрицы равны между собой и контрольной суммы, значит, матрица составлена правильно.
Поскольку среди значений признаков х и у встречается несколько одинаковых, т.е. образуются связанные ранги, то в таком случае коэффициент Спирмена вычисляется как:
где j – норма связок по порядку для признака x,
Аj - число одинаковых рангов в j-й связке по х,
k - номера связок по порядку для признака у,
Вk - число одинаковых рангов в k-й связке по у.
A = [(23-2) + (23-2) + (23-2) + (23-2) + (33-3) + (23-2) + (23-2) + (23-2) + (23-2) + (33-3) + (23-2) + (23-2) + (23-2)]/12 = 9.5
B = [(83-8) + (33-3) + (133-13) + (63-6) + (93-9) + (63-6) + (33-3)]/12 = 323
D = A + B = 9.5 + 323 = 332.5
Связь между признаком Y – профессиональный стресс и фактором X – сильная и прямая.
A = [(23-2) + (23-2) + (23-2) + (23-2) + (33-3) + (23-2) + (23-2) + (23-2) + (23-2) + (33-3) + (23-2) + (23-2) + (23-2)]/12 = 9.5
B = [(133-13) + (53-5) + (23-2) + (53-5) + (23-2) + (33-3) + (23-2) + (63-6) + (33-3) + (23-2) + (23-2)]/12 = 226
D = A + B = 9.5 + 226 = 235.5
Связь между признаком Y – профессиональный стресс и фактором X – нервно–психическим натяжением сильная и прямая.
A = [(23-2) + (23-2) + (23-2) + (23-2) + (33-3) + (23-2) + (23-2) + (23-2) + (23-2) + (33-3) + (23-2) + (23-2) + (23-2)]/12 = 9.5
B = [(103-10) + (93-9) + (123-12) + (63-6) + (63-6) + (33-3) + (33-3)]/12 = 324.5
D = A + B = 9.5 + 324.5 = 334
Связь между признаком Y – профессиональный стресс и фактором X – «Самооценка психического состояния» сильная и прямая.
Когда коэффициент корреляции Спирмена находится вблизи +1, это указывает на наличие значительной взаимосвязи между рассматриваемыми переменными. В таких случаях мы можем говорить о сильной положительной корреляции, где изменения одного показателя сопровождаются пропорциональными изменениями другого. Напротив, если этот коэффициент стремится к -1, это может служить признаком отсутствия близкой связи между параметрами. В таких ситуациях изменения в одном из исследуемых показателей не сопровождаются устойчивыми изменениями другого, что говорит о негативной корреляции или о том, что их взаимосвязь весьма слабая.
Результаты обработки данных представлены в таблице 4, где наглядно отражены ключевые показатели и результаты, извлеченные из нашей выборки. Эта таблица служит основой для дальнейшего анализа и интерпретации, демонстрируя всеобъемлющую картину, которая формируется на основе проведенных диагностик. Четкая структура таблицы 4 помогает визуализировать важнейшие аспекты нашего исследования и облегчает восприятие полученных данных.
Таблица 2. Результаты корреляционного анализа между профессиональным стрессом и общим индексом психических состояний по методикам «ДОРС», «НПН» и «Самооценки психического у воспитателей».
|
Проф. стресс |
ДОРС |
НПН |
Самооценка психического состояния |
||
По Спирману |
Проф. стресс |
Коэффициент корреляции |
1,000 |
0,710** |
0,732** |
0,704** |
Знач. (2-х сторонняя) |
. |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
||
N |
52 |
52 |
52 |
52 |
||
ДОРС |
Коэффициент корреляции |
0,710** |
1,000 |
0,717** |
0,674** |
|
Знач. (2-х сторонняя) |
0,000 |
. |
0,000 |
0,000 |
||
N |
52 |
52 |
52 |
52 |
||
НПН |
Коэффициент корреляции |
0,732** |
0,717** |
1,000 |
0,771** |
|
Знач. (2-х сторонняя) |
0,000 |
0,000 |
. |
0,000 |
||
N |
52 |
52 |
52 |
52 |
||
Самооценка психич. состояния |
Коэффициент корреляции |
0,704** |
0,674** |
0,771** |
1,000 |
|
Знач. (2-х сторонняя) |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
. |
||
N |
52 |
52 |
52 |
52 |
||
**. Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя). |
Показатели 0,704, 0,710, 0,732 близки к значению +1. Следовательно можно сделать вывод: чем выше профессиональный стресс, тем выше психическое состояние воспитателей ДОУ.
Разработка рекомендаций и программы по профилактике профессионального стресса для воспитателей дошкольного образовательного учреждения
В процессе изучения взаимосвязи между профессиональным стрессом и психоэмоциональным состоянием педагогов дошкольных учреждений было выявлено, что воспитатели регулярно сталкиваются с высоким уровнем стресса, что негативно сказывается как на них самих, так и на качестве образовательного процесса. Уровень поддержки со стороны администрации и отношения с коллегами и родителями также играют критическую роль в формировании стресса, что подтверждается исследованиями Т.А. Бергис и Ю.С. Кривули, которые выделяют физические и психологические стрессоры [1].
Наша профилактическая программа включает методы снижения стресса, такие как тренинги по управлению эмоциями, практики осознанности и организационные мероприятия для создания поддерживающей атмосферы.
Для эффективной борьбы со стрессом необходимо переосмысление устоявшихся привычек и обучение новым навыкам. Основные рекомендации для снижения уровня профессионального стресса включают индивидуальные беседы для выявления конфликтов, совместное составление планов действий, обучение навыкам внутреннего диалога, тренинги принятия решений и эффективного общения, а также занятия по релаксации и снятию напряжения.
Программа «Путь к спокойствию» предусматривает когнитивно-поведенческую терапию, которая помогает изменить деструктивные мыслительные паттерны. Программа состоит из 12 часов и 8 встреч, проводимых дважды в неделю, что позволит участникам не только справляться со стрессом, но и преобразовать своё понимание о себе, развивая устойчивость к жизненным вызовам.
Номер журнала Вестник науки №1 (82) том 2
Ссылка для цитирования:
Белозерова Е.В., Бергис Т.А. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА И ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ // Вестник науки №1 (82) том 2. С. 1426 - 1450. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/20791 (дата обращения: 24.06.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*