'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (7) том 3
  4. Научная статья № 34

Просмотры  151 просмотров

Рубель Н.В., Кулагина О.Ю., Фастович Г.Г.

  


ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрены проблемы Совета Федерации как субъекта законодательной инициативы и участника законотворческой деятельности в РФ. Автор приходит к выводу о низкой эффективности его работы и необходимости расширения возможностей для непосредственного участия Совета Федерации при внесении поправок в законопроекты; увеличении сроков рассмотрения Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона.   

Ключевые слова:
Совет Федерации, законодательный орган, законотворчество, законопроект, закон.   


В настоящее время законотворческая активность органов власти находится под особо пристальным вниманием не только ученых, специалистов в этой сфере, но и широкой общественности в связи с обострением проблем качества принимаемых законодательных актов, таких как избыточность, перегруженность дублирующими нормами, асоциальность, большое количество пробелов и противоречий друг другу. Принятые законы могут не исполняться, ещё не вступившие в силу – подвергаться коренным изменениям. Ученые-юристы выделяют разные причины низкого качества законотворчества. Делят их обычно на две группы: внешние и внутренние [7]. Внешние затрагивают опыт, культуру, традиции, внешние – непосредственно организацию и обеспечение законодательного процесса. С обеспечением процесса связаны такие проблемы, как, например, отсутствие закона, детально регламентирующего порядок принятия нормативных актов, который бы также свел воедино имеющиеся отдельные законодательные нормы, касающиеся порядка подготовки, принятия и оформления нормативных актов. В тоже время главными проблемами организации законодательного процесса являются проблемы, связанные с деятельностью его участников, большинство из которых даже не имеют специальных знаний для занятия правотворчеством. На основании изученной статистики, нормативных оснований деятельности, особую критику вызывает деятельность непосредственно высшего законодательного органа в РФ - Федерального Собрания, а в его составе – Совета Федерации, проблемы в законотворческой деятельности которого, препятствующие его эффективной работе, и рассмотрим далее подробно. Во-первых, Совету Федерации и членам Совета Федерации согласно ст. 104 Конституции РФ [1] принадлежит право законодательной инициативы. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» [2] член Совета Федерации имеет право законодательной инициативы, которое осуществляется в форме внесения в Государственную Думу законопроектов и поправок к ним; группа не менее одной пятой членов Совета Федерации может вносить предложения о поправках Конституции РФ и пересмотре ее положений. В гл. 17 Регламента Совета Федерации [3] указан порядок подготовки законопроекта или поправок к законопроектам и внесения их в Государственную Думу. При этом получается, что члены Совета Федерации свободны в выборе предмета инициативы. Но, как справедливо замечают ученые, «наиболее эффективным может быть проект, разработанный членом Совета Федерации… по вопросам, отнесенным к его компетенции» [5]. Такие требования при реализации права законодательной инициативы могли бы способствовать повышению качества представляемых законопроектов и снизить затраты на его редактирование и корректировку. Кроме того, Совет Федерации и его члены передают подготовленный согласно требованиям законодательства проект в Государственную Думу и при прохождении своего проекта лишаются какой-либо объективности в пользу своей инициативы. Зарубежный опыт, в отличие от российского, нам показывает, как палата-инициатор (и не только, когда она выступает инициатором) активно участвует, зачастую наравне с другой, в рассмотрении законопроектов. Например, во Франции Сенат (верхняя палата парламента) может рассматривать законопроект в первом чтении до его рассмотрения Национальным собранием (нижняя палата) [4]. Еще один «говорящий» момент показывает статистика. По данным, например, за 2010-2016 гг., если инициатором законопроекта выступало Правительство РФ, то количество принятых законопроектов составляло 201, депутаты Государственной Думы – 121, Президент – 40, парламенты субъектов – 27, а инициатива Совета Федерации превращалась в закон только в 7 случаях (ниже показатель лишь у Верховного Суда) [8]. То есть самый результативный государственный орган в области законотворчества – Правительство, а Совет Федерации практически не участвует в законотворчестве. Тогда о какой вообще инициативе и законотворческой деятельности Совета Федерации, а не то, что о ее эффективности, может идти речь?

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (7) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Рубель Н.В., Кулагина О.Ю., Фастович Г.Г. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №7 (7) том 3. С. 172 - 177. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/209 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/209



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.