'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (19) том 1
  4. Научная статья № 13

Просмотры  89 просмотров

Орехова Т.Н.

  


ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ УСЛОВНО-ДОСРОЧНОМ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ *

  


Аннотация:
в статье освещены некоторые проблемы действия института условнодосрочного освобождении от отбывания наказания на современном этапе развития уголовного и уголовно- процессуального законодательства   

Ключевые слова:
условно-досрочное освобождение от наказания; осужденный; лишение свободы; исправительное учреждение   


Институт условно-досрочного освобождения от уголовного наказания был закреплен в российском уголовно-процессуальном законодательстве со времен Великой Октябрьской революции 1917 г. В Декрете о суде № 2 от 15 февраля 1918 г. [7; С. 217], возможность освобождения от уголовного наказания была предусмотрена в случае условно-досрочного освобождения. УК РСФСР 1922 г. в ст. 52 также предусматривал возможность применения условно-досрочного освобождения от уголовного наказания. В Основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик от 25 декабря 1958 г. [7; С. 223], содержалась норма, закрепляющая возможность освобождения от уголовного наказания для лиц с последующим безупречным поведением. Речь шла об условно-досрочном освобождении (ст. 44). Таким образом, институт освобождения от уголовного наказания прошел в своем развитии несколько этапов, известен в России с начала XX в. Юридическая природа освобождения от уголовного наказания подразумевает, в первую очередь, признание своей вины лицом, совершившем преступление, во вторую очередь, его осуждение, и лишь только тогда ставится вопрос об освобождении его от отбывания назначенного ему наказания в силу определенных причин. В этом заключается основное отличие от освобождения от уголовной ответственности, где нет обязательного условия осуждения к отбыванию наказания. Еще одним отличием является возможность освобождения от уголовного наказания практически во всех случаях судом [6; С. 49]. Выделяют полное и частичное освобождение от отбывания наказания. Если применение данного института возможно уже на стадии назначения наказания, то освобождение от наказания принято считать полным. Если же лицо уже отбыло какуюто часть наказания то освобождение будет частичным (условно-досрочное освобождение) [7; С. 231]. По своей природе институт освобождения от уголовного наказания можно считать своеобразным механизмом достижения компромисса с отдельными категориями осужденных. Он является проявлением принципа гуманизма к ним, так как предлагая им освобождение от наказания или замену его на более мягкое, в обмен он получает гарантии правопослушного поведения лиц, совершивших преступные деяния, при их освобождении, и в течение испытательного срока, что является основой формирования дальнейшего их поведения в раках закона. В последние годы судебная статистика фиксирует однозначную тенденцию к снижению как общего числа обращений осужденных о предоставлении условнодосрочного освобождения, так и количества удовлетворенных судами ходатайств в этой сфере [8; С. 131]. В результате складывается ошибочное представление о том, что значение института условно-досрочного освобождения снижается, а проблемы его предоставления отходят на второй план. Несмотря на то, что условно-досрочно могут быть освобождены только осужденные, уверенно ставшие на путь исправления, данная категория лиц требует постоянного контроля со стороны уполномоченного специализированного органа (ч.6 ст.79 УК РФ), который, однако, до настоящего времени не создан. Данной проблемой озабочен Червоткин А. отмечающий, что «Особое внимание следует уделять обеспечению постпенитенциарного надзора за условно-досрочно освобожденными возложению на них необходимого объема обязанностей, вовлечение их в программы ресоциализации [8; С. 131]». Тем не менее, сегодня указанная функция возложена на органы полиции (участковых уполномоченных полиции) [2]. Ввиду значительного объема работы у сотрудников полиции, т.е. недостаточность штата, реализация этой обязанности весьма проблематична. Актуальным остается вопрос отсутствия контроля за лицами, освобождаемыми условно-досрочно из мест лишения свободы, поскольку на данный момент не определен уполномоченный орган (ч.6 ст.79 УК РФ), на который возложена обязанность по осуществлению контроля за поведением условно-досрочно освобожденных. В качестве проблемных вопросов, возникающих при рассмотрении ходатайств осужденных об условно- досрочном освобождении следует отметить следующее. 1) Условно-досрочное освобождение лиц, не имеющих постоянного места жительства на территории РФ. Например: с одной стороны, поведение осужденного за период отбывания наказания положительное, совершенное им преступление относится к категории небольшой и средней тяжести и отбыт предусмотренный законом срок для возможного применения условно-досрочного освобождения; с другой стороны, отсутствие постоянного места жительства на территории РФ, делает заведомо неисполнимыми обязанности, возлагаемые судом при условно-досрочном освобождении, и исключает возможность осуществления контроля за указанным осужденным. 2) Условно-досрочное освобождение иностранцев. Например: по всем критериям осужденный достоин поощрения в виде условно-досрочного освобождения, однако на территории РФ он находится на незаконных основаниях и согласно сведениям УФМС подлежит выдворению за пределы РФ.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (19) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Орехова Т.Н. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ УСЛОВНО-ДОСРОЧНОМ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ // Вестник науки №10 (19) том 1. С. 59 - 65. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2117 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2117



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.