'
Лосева А.Д., Беляева О.Л.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ *
Аннотация:
в данной статье представлены выводы о уровне сформированности социальнокоммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Приведены выводы констатирующего эксперимента по исследованию социальнокоммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Ключевые слова:
Социально-коммуникативное развитие, ФГОС, задержка психического развития, дети дошкольного возраста
На сегодняшний день социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В соответствии с новым законодательством Российской Федерации (ФЗ «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного общего образования, утвержденным приказом №1958 от 19.12.2014 г.), социально-коммуникативное развитие является одним из приоритетных направлений образовательной деятельности дошкольных учреждений. Уровень сформированности коммуникативных умений влияет на взаимодействие с окружающими, процесс социализации, развитие личности ребенка [1]. Содержанием данной образовательной области является: развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Социально-коммуникативное развитие – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений [4]. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Формирование полноценной коммуникации особенно актуально для детей с отклонениями в развитии. Задержка психического развития (ЗПР) является одной из наиболее распространенных психических патологий детского возраста, которая отражается, прежде всего в нарушении социально-коммуникативного развития ребенка [3]. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного общего образования ребёнок имеет возможность получать дошкольное образование совместно со здоровыми детьми и для их потенциально эффективного совместного образования необходимы социально-коммуникативные навыки, поэтому данная тема является актуальной. В связи с этим, нами была проведена педагогическая диагностика компетентностей дошкольников авторского коллектива О.В. Дыбиной, С.Е. Анфисовой, А.Ю. Кузиной, И.В. Груздовой, предназначенной для обследования детей 5-7 лет, которая позволяет сделать качественные и количественные выводы о состоянии социальнокоммуникативного развития детей с задержкой психического развития [2]. Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что особенности социально-коммуникативного развития присущи детям с ЗПР. Он позволил нам выявить следующие особенности социально-коммуникативного развития старших дошкольников с ЗПР: - дети не всегда правильно определяют эмоциональное состояние сверстника или взрослого; - в определении эмоционального состояния сверстника в момент произнесения фразы, передачи чувств и состояний (весела, грустно, удивленно, рассерженно, испуганно) с помощью речи, мимики, телодвижений; - в умении детей выстраивать простой диалог, задавать вопросы, спокойно отстаивать своё мнение; - дети не проявляют инициативы в общении, не принимают на себя роли организатора, не всегда учитывают мнение сверстников, иногда уступают, но проявляют эгоистичные тенденции; - в умение принимать и оказывать помощь сверстнику, самостоятельно за помощью не обращаются; - дети не умеют действовать на разрешение конфликтной ситуации, не учитывают мнение других людей.
Номер журнала Вестник науки №10 (19) том 2
Ссылка для цитирования:
Лосева А.Д., Беляева О.Л. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Вестник науки №10 (19) том 2. С. 14 - 17. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2127 (дата обращения: 26.01.2025 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019. 16+
*