'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (19) том 2
  4. Научная статья № 10

Просмотры  124 просмотров

Строкина Я.К.

  


ПОНЯТИЕ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ И ЕГО МЕСТО В ТИПОЛОГИИ КОРРУПЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается понятие взяточничества в российском уголовном праве и его место в типологии коррупционных отношений   

Ключевые слова:
взятка, коррупция, уголовный процесс, взяточничество   


В последние годы в России наблюдается рост взяточничества и других должностных преступлений, что происходит на фоне одновременного сокращения количества уголовных дел названной категории, по которым вынесены обвинительные приговоры. Кроме того, по мнению большинства специалистов, латентность этого вида преступлений составляет от 95 до 98%. В 2018 году в Удмуртской Республике правоохранительными органами выявлено 228 преступлений коррупционной направленности. К уголовной ответственности привлечено 227 должностных лиц, из них 208 установлены сотрудниками ОВД, выявлено 59 фактов взяточничества, что на 1,7% больше чем в 2017 году. Рассмотрим понятие взяточничества и его соотношение с термином "коррупция". Юридический словарь определяет взяточничество как собирательный термин, охватывающий два самостоятельных состава должностных преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления - получение взятки и дачу взятки. Как правило, взяточничество определяют как получение должностным лицом любым путем и в любой форме материальных ценностей или предоставление ему материальных благ за совершение (или несовершение) в интересах взяткодателя действий, входящих в компетенцию данного должностного лица. Понятие взяточничества очень тесно связано с таким понятием как "коррупция". Изначально термин "коррупция" получил свое развитие от латинского "corruptio", что в переводе на русский язык означает порчу или подкуп. Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 г. был принят Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правового порядка, в нем были закреплены нормы, кающиеся коррупции и борьбы с ней. И в данном Кодексе взяточничество определяется как вид коррупции, при котором происходит совершение или несовершение какоголибо действия должностным лицом при исполнении обязанностей в результате принятых или обещанных подарков и других стимулов. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию Совета Европы 1999 г. предусматривает ответственность за многочисленные коррупционные преступления, и всего содержит 13 составов преступлений коррупционной направленности. Среди них не только взяточничество, но и отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией, а также злоупотребление влиянием в корыстных целях и различные нарушения в сфере бухгалтерского учета. Юридическая энциклопедия определяет "взяточничество" как вид "преступной деятельности в сфере политики или государственного управления, заключающийся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения. Отчет Всемирного банка, посвященный роли государства в современном мире определяет уровень коррупции степенью злоупотребления государственной властью в личных целях. Существуют и иные точки зрения, более правильные, на наш взгляд, которые рассматривают понятие коррупции не только как подкуп или взяточничество, а именно как социальное явление, направленное на подрыв государственной деятельности, ее использование в личных корыстных интересах. Таким образом, можно сделать вывод, что коррупция и взяточничество соотносятся как общее и частное понятие. Взяточничество является разновидностью коррупционного поведения. Коррупцию следует определять как социальное явление, заключающееся в разложении общества и государства, когда государственные служащие, лица, уполномоченные на выполнение государственных и иных управленческих функций, в том числе и в частном секторе, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности вопреки интересам службы и установленным нормам права и морали в целях личного обогащения или в групповых интересах. Интересным является также анализ взяточничества с точки зрения типологии коррупционных правоотношений. Большая часть современных типологий коррупционных отношений основывается на одном или двух признаках, положенных в качестве основу классификации. Все отношения коррупционной направленности можно сгруппировать в четыре группы, класса. К первому классу относятся те типологии, которые различаются по заложенным в них признакам поведения коррупционной направленности, по механизму осуществления коррупционного поведения и т.д. Так, с точки зрения социологии, принято выделять следующие виды поведения коррупционной направленности: 1. Собственно взяточничество со стороны должностного лица как принятие или предложение принять материальное вознаграждение за невыполнение его служебных обязанностей. 2. Протекционизм со стороны должностного лица как оказание покровительства какому-либо субъекту с корыстной целью. 3. Теневой лоббизм, подразумевающий создание при законодательных органах власти сообщества представителей крупного бизнеса, с целью оказания давления на законодателей при принятии выгодных им законов.  4. Фаворитизм со стороны должностного лица, означающий отдавание приоритета и привилегий определенному кругу субъектов. 5. Непотизм, то есть принятие на государственную службу, в подчиненные органы власти своих родственников, знакомых, друзей с целью упрочения деловых связей. 6. Политическая коррупция, означающая варианты злоупотребления должностными лицами своим служебным положением с целью занятия и удержания власти в обществе. 7. Незаконное присвоение публичных средств для частного использования – действия должностного лица, направленные на присвоение средств государственного бюджета, государственной собственности, ресурсов в своих личных целях или в пользу третьих лиц. В юридической науке выделяются и дополнительные формы поведения коррупционной направленности, такие как: 1. Взяточничество, определяемое в уголовном праве как получение должностным лицом от других лиц или организаций материальное вознаграждение за заведомо незаконные действия, осуществляемые с использованием своего служебного положения. 2. Злоупотребление должностными полномочиями, то есть такое поведение коррупционной направленности, которое в результате использования своих служебных полномочий должностным лицом повлекло нарушение прав, свобод и законных интересов других лиц. 3. Превышение должностных полномочий – такое поведение коррупционной направленности, которое в результате выхода за пределы своих служебных полномочий должностным лицом повлекло нарушение прав, свобод и законных интересов других лиц. 4. Незаконное участие в предпринимательской деятельности – должностные лица не имеют права на занятие предпринимательской деятельностью, следовательно любые действия, направленные на осуществление или организацию предпринимательской деятельности будут являться поведением коррупционной направленности. 5. Осуществление коммерческого подкупа – в целях получения какого-либо преимущества, нужного действия или бездействия, лицо обещает, предлагает или предоставляет должностному лицу какое-либо вознаграждение.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (19) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Строкина Я.К. ПОНЯТИЕ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ И ЕГО МЕСТО В ТИПОЛОГИИ КОРРУПЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ // Вестник науки №10 (19) том 2. С. 39 - 44. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2134 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2134



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.