'
Зуйкова А.А.
К ВОПРОСУ ОБ ИСТОЧНИКАХ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА *
Аннотация:
в статье исследуется проблемы понимания и видового многообразия источников мусульманского права. Рассматриваются основные источники права: Коран, сунна, кияс, инджма
Ключевые слова:
источник права, мусульманское право, Коран, Сунна, Иджма, Кияс
Исследователи мусульманского права, обычно обращают внимание на 2 его характерные и взаимообусловленные особенности – религиозное происхождение (божественное) и тесную связь юридических предписаний с мусульманской догматикой (богословием) нравственными нормами. По мнению Р.Шарля, мусульманское право – это, прежде всего религия, затем государство и культура [2, 3]. Ислам - это религия закона, а мусульманское право имеет не рациональную, а религиозную, «божественную» природу. Многие исследователи приходят к выводу, что исламу свойственна лишь религиозная догматика, а юридические нормы если имеются, то по существу совпадают с указанными правилами, не играют самостоятельной роли, либо занимают второстепенное место. Мусульманское право имеет 4 источника права. Это прежде всего Коран – священная книга всех мусульман; Сунна, или традиции, связанные с посланцем Всевышнего; Иджма-единое соглашение мусульманского общества; Кияс –или суждение по анологии. Коран – является первым и основным источником мусульманского права который содержит высказывания Аллаха Мухаммеду. Однако никто из мусульманских юристов его не воспринимает ни в качестве книги права, ни в качестве кодекса мусульманского права. Мусульманский судья, осуществляя правосудие, обращается непосредственно не к Корану, который он не может и не должен толковать, а к книгам, написанным в разные годы авторитетными юристами, в которых имеется толкование. Коран же, как главная священная книга мусульман, как «руководство для богобоязненных» и предостережение для неверующих, для всех, которые «пытаются обмануть Аллаха, и тех, которые уверовали, но обманывают только самих себя». Среди основополагающих положений Корана выделяются идеи о несравненном могуществе, абсолютной власти и авторитета Аллаха. Аллах сотворил небеса и землю, «сотворил человека из капли» «И скот Он создал; для вас в нем – согревание и польза, от них вы питаетесь». На Аллахе «лежит направление к пути». Он «тот, который низводит с небес воду: для вас от нее питье, и от нее деревья где вы пасете». Аллах подчинил вам «ночь и день, солнце и луну. И звезды подчинены Его велениям». Он знает все и «про то, что в груди». Аллах – всепроникающий, сведущий. Он «тот, кто рассеял вас по земле, и к Нему вы вернетесь». Он «тот, кто растил вас и даровал вам слух, и зрение и сердце» [1] В священной книге – Коране – содержатся также положения о чистоте и непререкаемости мусульманской веры, о непримиримости ее самой и ее носителей к другим верам и их носителям – «неверным». Согласно Корану, за истинную мусульманскую веру каждому правоверному воздадутся милости Аллаха, и он будет всегда счастлив. В суре 47 отмечается «тем, которые не веровали и уклонялись от пути Аллаха, потом умерли, будучи неверными, никогда не простит Аллах». «Не слабейте и не призывайте к миру, раз вы выше. Аллах – с вами, не ослабит Он ваших деяний». Ведь «ближайшая жизнь – не только игра и забава.
Номер журнала Вестник науки №7 (7) том 4
Ссылка для цитирования:
Зуйкова А.А. К ВОПРОСУ ОБ ИСТОЧНИКАХ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА // Вестник науки №7 (7) том 4. С. 11 - 16. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/214 (дата обращения: 26.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018. 16+
*