Юдина Е.А. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ 11-12 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив номеров
  3. Вестник науки №10 (19) том 3
  4. Научная статья № 7

Просмотры  1 просмотров

Юдина Е.А.  


ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ 11-12 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА  


Аннотация:
в статье представлен теоретический обзор современных исследований проблемы тревожности у детей 11-12 лет с нарушениями интеллекта. Обозначена сущность понятия «тревожность», выделены особенности проявлений тревожности у детей с нарушениями интеллекта   

Ключевые слова:
школьники, тревожность, нарушения интеллекта   


Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что тревожность выступает еще и фактором возникновения негативных личностных изменений, ухудшения межличностных отношений, снижения продуктивности познавательной деятельности. На сегодняшний день в психологической литературе накоплено множество исследований и теоретических концепций в плане изучения детской тревожности. Впервые проблема тревожности как психологическая проблема была поставлена и подверглась специальному рассмотрению в трудах З. Фрейда. По мнению З. Фрейда, тревожность – это «неприятное эмоциональнее переживание, являющееся сигналом опасности» [7]. На данный момент в психологической литературе, существуют разные определения понятия тревожности. Так, по мнению, А. М. Прихожан [6] тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Р. С. Немов определяет тревожность как свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях [4]. Увеличения числа тревожных детей происходит в младшем школьном возрасте. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики тревожнее девочек, а в 9 - 11 лет интенсивность переживаний у обоих выравнивается. Дети с нарушениями интеллекта от рождения находятся в состоянии интеллектуальной депривации, когда информация из окружающей среды воспринимается искаженно, искаженно перерабатывается и усваивается, следовательно, искаженно актуализируется. Нарушение познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, недоразвитие психических процессов препятствуют полноценной социализации детей с нарушениями интеллекта, установлению двустороннего контакта между ребенком и социумом, что в свою очередь отражается на формировании самосознания. Д. Н. Исаев, Е. В. Войцешко, А. А. Карбасова [3], в своих исследованиях вывяли факторы, повышающие тревожность у детей с нарушениями интеллекта, одним из которых является «семейный фактор», т.е. неблагополучная обстановка, вследствие которой может возникнуть межличностный конфликт; чувство неполноценности в семье [3]. А. Н. Нехорошкова и А. В. Грибанова [5] выделили ряд факторов, способствующие развитию тревожности у детей: 1. семейное воспитание, включающее в себя взаимоотношения между матерью и ребенком, когда ребенок не оправдывает ожиданий взрослого. В таких семьях дети обладают высоким уровнем тревожности, они менее уверенны, не чувствуют себя надежно и защищено; 2. фактор успешности ребенка в школе. У тревожных детей часто наблюдается недовольство своей успеваемостью, независимо от оценок; 3. взаимоотношение ребенка и учителя. Причиной детской тревожности может являться грубость и некорректное поведение учителей к детям. В литературе такую тревожность обозначают как «дидактогенный невроз; 4. взаимоотношение со сверстниками. У детей с повышенным уровнем тревожности расценивают своих сверстников как отвергающую группу. Наблюдается повышенная зависимость ребенка с высоким уровнем тревожности от сверстников; 5. Заниженная самооценка. Наличие неблагоприятного опыта у ребенка вызывает высокую тревожность. Тревожные дети ориентируются на оценку окружающих. Что в свою сопровождается постоянным переживанием неопределенности, порождая неуверенность и тревогу. К особенностям проявления тревожности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями относят: 1) высокий уровень тревожности и его соматическое выражение в подростковом возрасте; 2) низкий уровень тревожности в конкретный момент переходит в имманентную личностную тревожность, это обусловлено неспособностью критично оценивать себя и свою деятельность. Также, для детей с нарушениями интеллекта характерны следующие проявления эмоциональной сферы: слабость интеллектуальной регуляции эмоций, их полярность, несоответствие внешним воздействиям по силе и содержанию, затруднения в развитии интеллектуальных, моральных и эстетических чувств, низкий уровень развития средств эмоциональной выразительности. Помимо этого, при нарушениях интеллекта могут появится раздражительность, эйфория, дисфория, апатия. Таким образом, исходя из определенных нами особенностей, мы сочли необходимым продолжить исследование проблемы тревожности у детей 11-12 лет с нарушениями интеллекта.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (19) том 3   


Ссылка для цитирования:

Юдина Е.А. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ 11-12 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА // Международный научный журнал Вестник науки №10 (19) том 3. ISSN 2712-8849. С. 42 - 45. 2019 г. // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2144 (дата обращения: 18.10.2021 г.)




Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


© 2019