'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (19) том 3
  4. Научная статья № 10

Просмотры  227 просмотров

Рылова М.В., Круглова Н.В.

  


РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН В ИСТОРИИ РОССИИ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности развития института обращений граждан на основных этапах развития России, анализируется влияние административных и законодательных реформ на организацию работы с обращениями   

Ключевые слова:
обращение, бюрократия, конституционное право, право на обращение   


Институт обращений граждан в различных формах существовал во все периоды становления российского государства. На каждом этапе право на обращение имело свои особенности, что повлияло на его формирование в современном понимании. Исходя из истории развития государства можно выделить следующие этапы развития института обращений: 1 этап (XV-XVII века) – формирование бюрократии и законодательных норм о порядке обращений граждан. Формирование понятия «обращение» тесно переплетается с традицией «жалобницы», которая складывается на Руси с незапамятных времен. Это понятие подчеркивало семейный характер взаимоотношений между князем и его подданными. [4] В XVI веке «жалобницы» заменены челобитными, именно они стали первоисточником становления института обращений. Первым документом, определяющим право на обращение можно считать принятый в 1497 году Судебник великого князя Ивана III. Согласно документу, все подданные могли обратиться к власти вплоть до великого князя. Но уже в 1550 году Судебником Ивана IV возможность обращения к царю была ограничена. В то время происходило формирование первых органов власти, в функции которых входило рассмотрение челобитных, именно Иван IV учредил новый государственный орган – Челобитная изба. 2 этап (XVII-XVIII века) – влияние реформ Петра I на развитие института обращений. Период правления Петра I можно охарактеризовать как коренной перелом системы органов по рассмотрению обращения челобитных. Это было связано с бесконечными многочисленными обращениями, которые продолжали поступать на имя царя. Петр I говорил: «челобитники…везде докучают, прошения свои приносят его величеству самому, не дая нигде покоя». Постоянный рост количества обращений вынудил Петра I учредить совершенно новую должность- рекетмейстер, который занимался исключительно вопросами по организации работы с обращениями. [5] 3 этап (XIX-начало XX века) – формирование иерархии государственных учреждений для рассмотрения жалоб В XIX веке М.М. Сперанским были разработаны преобразования в организации работы с обращениями, которые позже вошли в Манифест от 1 января 1810 года «Об образовании Государственного Совета». Согласно указанному Манифесту был учрежден новый законодательный орган – Государственный Совет, в нем особое место занимала структура для работы с поступающими на имя царя обращениями подданных – Комиссия прошений. В 1890 году при Николае Комиссия прошений была преобразована в Канцелярию Его Императорского Величества, в ее состав вошло новое структурное звено «Особое присутствие предварительного рассмотрения всеподданнейших жалоб на определения департаментов Правительствующего Сената». В целом к началу ХХ века в России сформировалась сложная иерархия государственных учреждений для рассмотрения жалоб. 4 этап (1917-1950 годы) – организация работы с жалобами граждан в ленинский и сталинский периоды. В ХХ веке существенно изменился механизм подачи и рассмотрения жалоб и обращений, защита интересов граждан стала обязанностью власти, обращения уже не являлись челобитными, они превращались в форму и инструмент политического взаимодействия власти и общества. Большое количество обращений в этот период поступало в Совет Народных Комиссаров, при нем была учреждена специальная должность старшего секретаря по приему граждан. Более подробный порядок работы с жалобами был установлен Постановлением ВЦИК от 1 июля 1934 года «Об упорядочении дела рассмотрения и разрешения жалоб». 5 этап (1950-1990 годы) – работа партийно-советской номенклатуры с обращениями граждан СССР. Первым нормативным актом, которым закреплялось право на обращение граждан в его современном понимании, являлся Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан». Впервые понятие «право на обращение» появилось в Конституции СССР 1977 года. Согласно статье 49 каждый гражданин СССР имеет право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе. [3] 6 этап (1990-н.в.) – формирование правовых основ обращений граждан. В статье 33 Конституции Российской Федерации установлено право граждан на обращение, что с формально-юридической точки зрения ставило право на обращение в один ряд с основными конституционными правами граждан. При рассмотрении обращений граждан использовались нормативные документы, принятые еще в СССР, они не противоречили Конституции Российской Федерации, но и не отвечали требованиям того времени. Отсутствие единого подхода затрудняло реализацию права  на обращение. 2 мая 2006 года был принят Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. Федеральным законом обращение гражданина определено как «направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления». [2] В настоящее время работа с обращениями граждан в органах государственной власти направлена на достижение «информационной открытости» деятельности государственных структур и взаимодействие населения и государства. Законодательство Российской Федерации, регулирующее порядок рассмотрения обращений граждан, постоянно развивается и совершенствуется, что позволяет гражданам использовать свое право на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (19) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Рылова М.В., Круглова Н.В. РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН В ИСТОРИИ РОССИИ // Вестник науки №10 (19) том 3. С. 55 - 58. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2147 (дата обращения: 28.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2147



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.