'
Ибрагимджанова Г.А.
ФОЛЬКЛОР КАК УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Аннотация:
в статье рассматривается фольклор как устное народное творчество
Ключевые слова:
фольклор, устное народное творчество, народное творчество
С развитием человеческой речи древние виды и жанры устного художественного творчества народа стали возникать в смешанном виде. Независимо от того, содержат ли они различные формы художественного мышления личности, образцы критического творчества тесно связаны со всеми аспектами быта и деятельности первобытного человека, отражают религиозные убеждения и мифологические взгляды древних людей, начальные научные (эмпирические) знания, представления о природе и обществе. Однако можно предположить, что такие образцы древнего фольклора до нас не дошли, а их следы и части сохранились в разнообразных представлениях и взглядах, связанных с образом жизни и быта народа, в составе народных обычаев, обрядов, традиций, праздников, в некоторых письменных источниках, в фольклорных произведениях, написанных в последнее время. Не стоит забывать и о том, что в определенной степени изменяя повседневный образ жизни населения, условия их проживания, одежда и другие ситуации в народном музыкальном творчестве оказывают определенное положительное влияние. Особенно в очень древние времена в результате появления письменности появилась исторически связанная с устным народным художественным творчеством литература. Несмотря на то, что связь художественного текста с какой-то творческой (писательской, поэтической, драматургической) деятельностью, закрепление его письменностью как определенного творческого действия подчеркивается как основной атрибут литературы, художественное мышление человечества является своеобразным поворотным моментом в его развитии.Несмотря на то, что литература за время своего развития получила от фольклора все эстетические понятия и художественные формы, она развивалась самостоятельно на основе своеобразных художественных закономерностей. Как самостоятельный вид словесного искусства, фольклор тоже жил с ним бок о бок,та как общий эстетический спрос и потребность общества, личности в течение многих лет были прочно связаны не только с литературой, но и с фольклором. Самостоятельное развитие двух видов словесного искусства, различия в социальной среде, в которой были созданы произведения литературы и фольклора, разнообразие творческого процесса еще больше усилили их особенности. Литература и фольклор продолжали развиваться как своеобразная эстетическая система, состав жанров, самостоятельный вид словесного искусства–устный и письменный. Основной особенностью устного художественного творчества народа является словесность творческого и исполнительского процесса и участие в нем населения в возрасте от семи до семидесяти лет (общность). Его многочисленные признаки, такие как традиционность, изменчивость, вариативность, публичность, анонимность (анонимность автора), проявляются в рамках этой главной черты народного творческого процесса. Народные образцы создаются среди населения, передаются из уст в уста, массово формируются и обогащаются репертуаром. При этом возможна стабильность (застой) художественных форм, жесткость общих позиций, переходящих от текста к тексту, обилие схожих готовых сюжетов. В каждом творческом исполнении меняется то, что происходит в традиционном произведении, что - то интерпретируется по-другому, чем раньше, что-то добавляется или падает. Такая изменчивость связана с социальной средой, бытовыми условиями, потребностями слушателей и потенциалом исполнителя (творчества). Но любые изменения происходят в рамках традиций, которые созданы веками народным творчеством. Таким образом, в создании и исполнении образцов устного народного художественного творчества возникло специфическое профессиональное творчество. В узбекском фольклоре интенсивно развивается профессионализм творческих и исполнителей. Для того, чтобы стать бахши-акыном, сказочником, юмористом, клоуном, канатоходцем, т.е. профессионально овладеть этими видами творчества, необходимо было обучиться у определенного мастера. Эпос, песня, ялла, лапар и другие являются основными жанрами устного народного художественного творчества, они не только являются образцами словесного искусства, но и выполняют определенные социально – бытовые функции. Например: это связано с семейными обрядами, такими как «Ёр–ёр»(песня женщин,посвященная невесте), «Улан», «Лапар», «Приветствие невесты», «Йиги»(плачь), «Ёклов»(встреча). Народные жанры отличаются друг от друга не идейными художественными особенностями, а способами исполнения (индивидуальными исполнителями, коллективными исполнителями, корректными, безоговорочными). Один из них предназначен для пения, другой-для рассказа, другойдля показа, шоу или пения, а другой-для воспроизведения. Все они составляют целостную художественную систему. Жанры социально- экономического фольклора неразрывно связаны с социально-экономическим развитием. На основе исторических изменений в жизни народа они также изменились, развивались в определенном смысле.
Номер журнала Вестник науки №10 (19) том 4
Ссылка для цитирования:
Ибрагимджанова Г.А. ФОЛЬКЛОР КАК УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО // Вестник науки №10 (19) том 4. С. 11 - 13. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2157 (дата обращения: 04.06.2023 г.)
© 2019