'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (19) том 4
  4. Научная статья № 4

Просмотры  125 просмотров

Овсянкина М.В., Теленная М.С.

  


ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В АРАБСКИХ СТРАНАХ *

  


Аннотация:
долгое время роль женщин на Дальнем Востоке не считалась значимой и в том числе женское образование люди не считали нужным. Однако все стало меняться после так называемой «Арабской весны» 2011 года. После этого роль женщины в разных сферах жизни общества стала значительно возрастать. Хотя до сих пор многие не признают роль образования для женщин, они продолжают доказывать его необходимость и возможность женщин существовать и совершать разные виды деятельности, если и не на равна с мужчинами, по крайней мере, не на много хуже. Это касается как образовательной, так и научной, и политической, и социальной сферы жизни общества   

Ключевые слова:
женщина, наука, образование, права, религия, политика, ущемление, «Арабская весна», Ближний Восток, права женщин, законы, Иордания, Коран, обязанности   


Одним из последствий «арабской весны» (волны протестов и восстаний, прошедших в арабском мире в начале 2011 года) является заметно изменившаяся – к лучшему или худшему-политическая ситуация на Ближнем Востоке. Появились новые возможности для женщины региона. Особенно заметные изменения произошли в научной сфере и медицине. Главное, чтобы они были не временными, а долгосрочными. Многие уже понимают, что властные структуры сохранили статус-кво («возвращение в исходное состояние»), и изменить его можно только с помощью образования. Количественное отставание арабских женщин в академических кругах стало горячей темой для обсуждения во всем мире. Как пишет в своей статье Турк С. Н. : «Мусульманские просветители доказывали, что многие положения традиционного ислама, в частности, женский вопрос, устарели и должны быть пересмотрены.» . [4 с. 525] За последнее десятилетие было принято много законов, закрепляющих права женщин, позволяющих им играть активную роль в экономической, политической, образовательной и социальной сферах. Но, к сожалению, все не так, как может показаться на первый взгляд. Чаще всего эти законы не реализуются на практике. Несмотря на лидирующие позиции в списке «двухсот самых влиятельных арабских женщин» журнала Forbes, ситуация в науке остается неблагоприятной. Согласно недавнему докладу Всемирного банка, женщины прочно доминируют в университетах Иордании, но 50% остаются безработными с высшим образованием. Как возникает разрыв между образованием и занятостью? В Иордании девочки и мальчики имеют равные права на начальное и среднее образование. На университетском уровне, по данным Министерства высшего образования и научных исследований, женщины прочно доминируют, в естественных науках, таких как медицина, их доля достигает двух третей, но более половины тех, кто получил образование, остаются безработными. В магистратуре и докторантуре более половины составляют женщины, но среди преподавателей вузов соотношение совершенно иное – только 26% доцентов и 19% профессоров-женщины. « Женский вопрос институализировался на уровне государственной проблемы, требующей определенных действий правительства. В первую очередь это относится к вопросам труда и занятости женщин.» - пишет в своей диссертации Турк С.Н. [1] Причины этого кроются в культурных традициях, что подтверждают слова одной из статей Турк С. Н. : «Если, по мнению просветителей, прогрессивное развитие общества можно достичь с помощью знаний и просвещения, то, по мнению реформаторов, это может обеспечить лишь реформированная религия» [5 с.188], положении в образовательных и научных учреждениях, а также в самих женщинах, считают Рана Даджани из Университета Айовы, США, и Камаль бани-Хани из Иорданского Хашимитского университета. Например, для получения докторской степени нужно уехать за границу, но часто препятствием является запрет мужа, а также предрассудки общества и страхи самой женщины. Угнетение прав и свобод женского населения наложило заметный отпечаток на менталитет, традиции и привычки народа. Приоритетом женщины должна быть семья, муж и дети, несмотря на то, что Коран цитирует слова Пророка: «остерегайтесь глупых кормильцев, ибо с молоком они дают что-то другое.» Кроме того, женщинам часто не хватает образцов для подражания, которые вдохновляют на продолжение научной карьеры, отмечают исследователи. В истории Ислама было много женщин-ученых, но, к сожалению, сейчас они почти никому не известны. Например, Фатима аль-Маджрития (умерла в 1007 или 1008 году) была одним из величайших астрономов средневековой Андалусии. Или Зубайда бинт Джафар аль-Мансур-она автор грандиозного проекта по содействию паломничеству из Багдада в Мекку. Не совсем верно объяснять ухудшение положения женщин в арабском мире религией. На протяжении всей истории ислама женщины имели равные права, подкрепленные стихами из Корана. И только с упадком исламской цивилизации, распространением колониализма и диктатуры права женщин в арабском мире снизились, утверждают рана Дайани и Камаль бани-Хани. Отсутствие образования и ограничение свобод привели к появлению социальных норм, которые способствовали несправедливости и порабощению женщин. Это значительно сократило их научные достижения и, в конечном счете, способствовало значительному сокращению числа женщин-специалистов в различных областях. Авторы исследования «женское образование и тенденции в сфере занятости» считают главной задачей популяризацию положительных примеров женщин-ученых в истории ислама и в современной науке на государственном уровне. Важно также отметить, что социологические данные доказывают необходимость поддержки в социальных сетях, что может увеличить число женщин в науке и медицине. Поэтому сеть наставничества среди женщин-специалистов и ученых не только поможет привлечь новое поколение к науке, но и будет способствовать межкультурным и междисциплинарным исследованиям, объединяющим все сферы знаний и человеческой цивилизации, а так же: «Реализация мер социальной политики для поддержки женщин в науке обеспечит гендерное равенство не только в ближайшее время, но и на отдаленную перспективу. Более высокая степень гендерного равенства будет способствовать экономической эффективности, что особенно важно в условиях усиления глобализации.» [6 с.89]

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (19) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Овсянкина М.В., Теленная М.С. ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В АРАБСКИХ СТРАНАХ // Вестник науки №10 (19) том 4. С. 14 - 17. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2158 (дата обращения: 27.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2158



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.