'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (20) том 1
  4. Научная статья № 7

Просмотры  113 просмотров

Юлдошева М.Б., Истаблаев Ф.Ф., Истамова М.С.

  


О СВЯТЫХ МЕСТАХ КЫЗЫЛКУМСКОЙ СТЕПИ *

  


Аннотация:
в статье приведены сведения об агиографии пустыни Кызылкум. В ней рассмотрены расположенные в сердце пустыни святые места упокоения провидцев, почитаемых жителями степных территорий Учкудукского и Канимехского районов. Кроме того, рассказаны истории о Канарбай ота – «Святом, принесшим воду в решете» и пересказаны народные предания о других провидцах   

Ключевые слова:
светой, место поклонения, учение (путь духовного совершенства), святыня, священный, Ота, ценность, наследство, мавзолей, суфизм, шейх, память, духовность   


Наша священная Родина - Узбекистан таит в себе множество тайн из глубин прошлого. В частности, предания и легенды о святых, нашедших вечный покой в сердце песков Кызылкумской пустыни, переходят из уст в уста многих поколений на протяжении столетий. Кызылкум – песчаная и каменистая пустыня на междуречье Амударьи и Сырдарьи, расположенная на территориях Узбекистана, Казахстана и Туркменистана. Ее площадь около 300 тысяч квадратных метров. Следует отметить, что Кызылкум занимает большую часть Навоийской области Узбекистана. Благодаря независимости национально-духовное наследие нашего народа поднято на уровень государственной политики, благодаря чему началось его возрождение ученымиисследователями, которые занялись изучением, в том числе, уникальных рукописных произведений и святых мест. С первых дней независимости осуществлена огромная работа в области восстановления святых мест Навоийской области. Здесь имеется десятки мест, где захоронены святые, куда не прекращается поток паломников. Однако их может быть намного больше, ведь эти великие предки заслуживают большего внимания. К примеру, только в Учкудукском районе Навоийской области очень мало и недостаточно изучены места упокоения и биографии таких личностей, как Канарбай ота, Мумин ота, Ерлер ота и Бедер ота. Поскольку в названии большинства святынь добавлены слово «ота», прежде всего, обратим внимание на лексическое значение этого термина. Термин «ота» во многих источниках, посвященных истории и сути тасаввуфа (суфизма) применялся для почетных персон старшего поколения тариката (учения) Яссави [1]. У тюркских народов слово «ота» означает «старейшина», «предок», «дух» [2]. В толковом словаре узбекского языка слово «ота» применяется для чествования пожилых людей [3]. У каждого места паломничества, относящегося к тарикату - Канарбай ота, Ерлер ота, Бедер ота, Кучкор ота, Мумин ота, Калкон ота, Килич ота, Мих ота, Карок ота - существует своеобразная легенда. О них ценную информацию дают жители, проживающие в степи. Канарбай ота - один из представителей учения Яссави. Когда ему исполнилось 10 лет, умер его отец, и у него не было возможности учиться, поэтому он пошел в ученики к мастеру сапожнику и самостоятельно изучил священный Коран. Он, выучив суры наизусть, отправился в Бухару с караваном паломников, которые пересекали пустыню Кызылкум. В 1866-1876 годах он получил образование у великих шейхов, ученых в медресе Кукельдаш в городе Бухаре. Он завоевал уважение своих наставников и сверстников смекалкой, знаниями и навыками. Согласно легенде, однажды учитель медресе собрал своих учеников и попросил принести воду в решете из водоема Лабихавуз.  Мумин ота – один из наставников Канарбай ота. Он родился в начале XIX века на территории современной Кызылординской области Республики Казахстан. Его родословная через исламского богослова, основателя школы «Дахбедия» Хазрата Махдуми Аъзама восходит к пророку Мухаммеду. Мумин ота был одним из ведущих приверженцев пути духовного совершенства своего времени. Он жил в местечке Кулункок на севере-западе аула Узункудук расположено место в Учкудукском районе Навоийской области. Согласно народным преданиям, Мумин ота вместе с одним из своих любимых учеников Канарбай ота посещал Бухару. По другим источникам Канарбай ота впервые встретился с этим человеком в Бухаре и получил основы учения Яссави [8].

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (20) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Юлдошева М.Б., Истаблаев Ф.Ф., Истамова М.С. О СВЯТЫХ МЕСТАХ КЫЗЫЛКУМСКОЙ СТЕПИ // Вестник науки №11 (20) том 1. С. 27 - 34. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2184 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2184



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.