'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (20) том 1
  4. Научная статья № 12

Просмотры  97 просмотров

Свечникова Н.В., Филиппов Д.А.

  


ОПТИМИЗАЦИЯ ИСТРЕБОВАНИЯ ДОКУМЕНТОВ В РАМКАХ СТАТЬИ 93.1 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ПОМОЩЬЮ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРОЦЕССА *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается процесс истребования документов у контрагентов при проведении налоговых проверок налогоплательщиков, анализируются сроки, предусмотренные Налоговым Кодексом для истребования документов согласно статье 93.1, проводится анализ логистики документов при их истребовании на основании статьи 93.1 Налогового Кодекса РФ (далее - Кодекс, НК РФ), и т.д. Предметом исследования является процесс истребования документов при проведении налоговых проверок в рамках ст. 93.1 Налогового кодекса РФ. Методологией исследования послужили общенаучные и частно-научные методы: метод правового анализа и синтеза, сравнительно-правовой метод и эврестический.[1] Научная новизна данной статьи состоит в том, что автор предлагает полное замещение бумажного документооборота при проведении налоговых проверок на электронный, что позволит избежать дублирования документов, а также в режиме реального времени отслеживать документооборот компаний   

Ключевые слова:
налоговое право, налоговый кодекс, выездная налоговая проверка, электронный документооборот, оптимизация, цифровизация процесса   


Гарантия развития государства, решение социальных проблем требуют от государства использования всего инструментария, имеющихся методов влияния на экономику страны. Рыночные отношения не предполагают, что государство может устраниться от процессов управления и регулирования. В период формирования механизма рыночных отношений роль государства как регулятора рыночных отношений значительно усиливается. Налоговая политика является инструментом государства в реализации поставленных целей и задач. Через такие инструменты, как: бюджет, кредитноденежная политика, ценообразование, льготы и преференции, инвестиции государство через механизм налоговых отношений оказывает влияние на все социальноэкономические сферы развития. Через налоговую политику государство осуществляет процесс стимулирования (дестимулирования) экономического развития.[2] Действующее налоговое законодательство РФ, помимо порядка и оснований для представления дополнительных документов в допустимые сроки, также устанавливает и возможные формы, в которых данные бумаги могут быть представлены. Наиболее распространенными формами является письменная, с личным посещением налоговых органов, и электронная. Письменная форма допускает передачу абсолютно любых документов, истребованных налоговыми органами. Электронная форма, в свою очередь, действует только на некоторые виды документов. Налогоплательщик может отправить документы, по электронной форме, в том случае, если эти документы соответствуют всем установленным требованиям и предусмотренным форматам. Помимо этого, электронная форма представления предусматривает и обязательное наличие соответствующей электронной подписи. Как правило, электронной подписью на предприятии, либо в учреждении, наделяются сотрудники бухгалтерии, либо иные уполномоченные лица. Именно они могут осуществить передачу электронного документа налоговому органу, который истребовал его. Обязательная письменная форма установлена у определенных документов, список которых был утвержден соответствующими нормативно-правовыми актами.[3] Это значит, что правомерную передачу данного документа можно осуществить, лишь посетив соответствующее отделение налоговой инспекции в установленный срок. В тех случаях, когда определенный документ предусматривает возможность его представления в налоговые органы в электронном виде, но он был составлен и оформлен без соблюдения установленных форматов, единственной доступной формой передачи останется письменная. Актуальность вопроса цифровизации процесса истребования документов в рамках статьи 93.1 НК РФ обусловлена общей тенденцией цифровизации процессов налогового администрирования. При проведении налоговых проверок налогоплательщиков, будь то выездная налоговая проверка, проводимая на территории налогоплательщика, либо камеральная налоговая проверка, проводимая по месту нахождения налогового органа, проверяющие вправе истребовать документы у контрагентов по взаимоотношениям с проверяемым налогоплательщиком для подтверждения самих взаимоотношений, их размера и характера. Такое право требовать подтверждающие документы у контрагента закреплено в статье 93.1 НК РФ. Рассматриваемая статья позволяет налоговым органам истребовать документы у компании или ИП в 2 случаях: в рамках осуществления налоговых проверок их контрагентов (п. 1 ст. 93.1 НК РФ) — камеральных или выездных; вне рамок проверок — при мотивированной необходимости получения сведений или документации о какойлибо определенной сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).[4] Таким образом, затребовать документы и информационные материалы по деятельности проверяемого налогоплательщика у контрагента или у иных лиц, ими  обладающих, инспекторы могут как при проведении налоговых проверок, так и при назначении дополнительных контрольных процедур в ходе рассмотрения материалов налоговой ревизии. Вне рамок осуществления налоговых ревизий инспекторы вправе истребовать документы (информационные сведения) по определенной сделке у ее сторон или у иных лиц, ими обладающих только при условии, если для этого действительно есть обоснованная потребность. То есть, в Требовании должно быть указано при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.[5] Пример: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.07.2014 по делу N А27-12135/2013. Предприятие отказалось предоставить по запросу документы. Налоговый орган привлек предприятие к ответственности в виде штрафа. Суд вынес решение: требование частично удовлетворено, поскольку решение и требование, принятые инспекцией, не соответствуют положениям НК РФ, в первоначальном требовании о предоставлении документов не указано, в рамках какого мероприятия налогового контроля истребуются документы и в связи с чем запрашивается информация в отношении юридического лица, поименованы конкретные документы, а не информация относительно сделки, которая может быть истребована вне рамок налоговой проверки. Пример: Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.04.2018 N Ф09-535/18 по делу N А50-23230/2017. Здесь так же налогоплательщик получил требование представить первичные документы по сделкам с контрагентом. В удовлетворении заявления налогоплательщика отказано, суд сделал вывод: у налогового органа вне рамок налоговой проверки возникла обоснованная необходимость получения информации относительно сделок контрагента налогоплательщика, требование содержит необходимые сведения, позволяющие  определить мероприятия налогового контроля и идентифицировать информацию по запрашиваемым сделкам.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (20) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Свечникова Н.В., Филиппов Д.А. ОПТИМИЗАЦИЯ ИСТРЕБОВАНИЯ ДОКУМЕНТОВ В РАМКАХ СТАТЬИ 93.1 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ПОМОЩЬЮ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРОЦЕССА // Вестник науки №11 (20) том 1. С. 56 - 64. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2189 (дата обращения: 23.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2189



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.