'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (84) том 4
  4. Научная статья № 12

Просмотры  35 просмотров

Хисамова И.И., Сафонова Н.Р.

  


ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА БОЛЬШЕГРУЗНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РФ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается текущее состояние и возможные перспективы российского рынка большегрузных автомобилей с учетом макроэкономических и геополитических факторов. Особое внимание уделяется тенденциям в продажах большегрузной техники, анализирующим динамику спроса и влияние таких факторов, как экономические санкции, высокие процентные ставки и кадровый дефицит на отрасль. Также анализируется структура продаж новых грузовиков в 2024 г., выделяются ведущие компании и ключевые игроки на рынке. Также обсуждается влияние роста утилизационного сбора и налоговой реформы на ценообразование и покупательную способность потребителей.   

Ключевые слова:
рынок большегрузных автомобилей, динамика продаж, макроэкономические факторы, санкции, импортозамещение, процентные ставки, утилизационный сбор, государственная поддержка, логистика, конкурентоспособность, налоговая реформа   


Согласно данным агентства «АВТОСТАТ», в третьем квартале 2024г. в стране было реализовано 10 326 новых грузовых автомобилей, что на 24,5% меньше, чем в аналогичном периоде 2023г. Этот факт подтверждает продолжающуюся тенденцию снижения продаж на протяжении шести месяцев подряд. Объем продаж за сентябрь оказался на 6% ниже, чем в августе. Среди известных марок в рейтинге за 2024г. на первом месте расположился китайский производитель SITRAK с продажами 19,4 тыс. единиц техники. На втором месте находится отечественный производитель «КамАЗ» с результатом 17,3 тыс. автомобилей. Также в пятерке ведущих брендов значатся китайские компании Shacman (15,7 тыс. шт.), FAW (11,6 тыс. шт.) и Dongfeng (8,3 тыс. шт). Маркам этих грузовиков принадлежит более 70% общего объема продаж крупнотоннажных автомобилей в России. На основании данных за 2023г., рынок карьерных самосвалов в стране увеличился в количественном выражении почти на 7% по сравнению с предыдущим годом. Низкая стоимость на китайскую технику объясняется её более высоким спросом по сравнению с европейскими и американскими аналогами. По оценкам, около 50% всех закупок карьерных самосвалов в 2023г. было связано с компаниями, работающими в открытой добыче каменного угля. Также наблюдается значительный рост продаж полуприцепов - они увеличились на 55,1%, достигнув цифры в 43,8 тыс. шт. Объем российского рынка полуприцепов, используемых с грузовиками-тягачами для перевозки различных типов грузов, в 2023г. достиг исторического максимума в 43,8 тыс. ед., что на 55,1% больше, чем в прошлом году. По информации «Росспецмаша», доля отечественных производителей на рынке полуприцепов в 2023г. снизилась до 72% с 79% в 2022г, несмотря на рост их поставок на 44%, составивших 21,4 тыс. ед. В то же время отгрузки импортных полуприцепов в 2023 году выросли ещё более значительно — на 125% в количестве (до 12,7 тыс. ед.) и на 139% в денежном выражении (до 497 миллионов долл.). К числу основных поставщиков полуприцепов в Россию в 2023г. относятся Турция, Германия, Польша и Китай. Аналитики компании «Росспецмаш» отмечают, что стремительный рост российского рынка прицепного машиностроения во многом обусловлен введением утилизационного сбора. Этот механизм позволил отечественным производителям полностью заменить иностранные полуприцепы на внутреннем рынке по большинству позиций. Для полного раскрытия этого потенциала важно продолжать развивать инструменты, направленные на защиту российского рынка от импорта, который предлагается по ценам, близким к себестоимости или даже ниже. Важно, чтобы потребители продолжали иметь возможность приобретать российские полуприцепы на льготных условиях. Необходимо создать равные условия конкуренции с иностранными компаниями и поддержать перевозчиков, сталкивающихся с трудностями из-за роста расходов на их текущую деятельность. Российские производители предлагают широкий ассортимент продукции в этой категории, но, к сожалению, по качеству и срокам поставки, комплектующие отечественных заводов значительно уступают импортным аналогам.Макроэкономические и отраслевые факторы оказывают существенное влияние на развитие рынка большегрузных автомобилей в России. Рассмотрим положительные и отрицательные факторы, влияющие на динамику развития отрасли:Высокая процентная ключевая ставка. Она значительно снижает инвестиционную активность предприятий и потребительскую способность перевозчиков, многие из которых приобретают технику в кредит или лизинг. Таким образом снизился спрос на продукцию в сфере машиностроения в 2024г, а многие производители планируют в 2025г. снижать выпуск техники [2]. Отрицательное влияние высоких ставок по лизингу и кредиту может сохраниться в 2025 году.Загруженность предприятий производителей. Большое количество машиностроительных заводов функционируют на грани своих возможностей, что существенно тормозит развитие производства.Государственные закупки и потребность Министерства обороны РФ остаются ключевым фактором, оказывающим значительное влияние на динамику развития машиностроительной отрасли.Рост цен на технику. По прогнозам произойдет значительный рост цен по всей номенклатуре и категориям оборудования – как отечественного (из-за роста издержек), так и импортного (из-за ослабления рубля). Налоговое бремя для бизнеса, фирм и ИП вырастет из-за налоговой реформы в РФ в 2025 г. Это повлечет за собой дальнейшее удорожание машин, комплектующих, сервиса и так далее.Конкуренция с китайскими марками. Китайские производители продолжают увеличивать свою долю на российском рынке, предлагая более выгодную альтернативу российским и западным аналогам. В 2025г. российская налоговая реформа повлечет за собой повышение налоговой нагрузки на бизнес-структуры, компании и индивидуальных предпринимателей. В результате чего ожидается дальнейший рост цен на автотранспорт, автозапчасти, сервисные услуги и другие сопутствующие товары и услуги.Китайские бренды всё активнее конкурируют на российском рынке, предлагая более бюджетные варианты по сравнению с отечественными и западными аналогами.В 2024г. проблема нехватки квалифицированных кадров приобрела острую форму и, по всей видимости, в ближайшем будущем не будет быстро решена. Нельзя в короткие сроки подготовить высококвалифицированных специалистов и трудовые ресурсы для машиностроительной отрасли.На некоторых рынках машиностроительной продукции наблюдается избыточность предложения. В 2024г. Китай значительно увеличил экспорт своей техники в Россию, что привело к образованию значительных складских запасов у дилеров, которые в текущем году будут активно сбываться.Санкции. В Российской Федерации введен запрет на экспорт грузовой техники, автокомпонентов, запасных частей, технологий и оборудования. Автомобильная отрасль сумела адаптироваться к этим ограничениям, поскольку значительная часть транспортных средств была заменена техникой из Китая, России и Беларуси. Кроме того, некоторое количество иностранной техники поступает в страну через параллельный импорт. Анализ текущих мировых политических тенденций показывает, что существует высокая вероятность сохранения санкций против России вплоть до 2025г.Реализация отложенного спроса. В 2023г. часть потребителей грузовой техники приобрела её, и в 2025г. они не будут так активно обновлять и расширять свои автопарки.Ограниченное производство грузовых автомобилей. С 2022г. в России приостановлено производство грузовых автомобилей иностранных марок, таких как Volvo, Mercedes-Benz, Mitsubishi Fuso и других. С августа 2023г. условия импорта грузовых автомобилей также стали ограниченными. Для развития рынка необходимо инвестировать в создание новых производств грузовых автомобилей на территории страны. Однако в ближайшие годы автопроизводители из других стран не планируют открытие новых заводов в России [3].Увеличение расстояний и объемов грузоперевозок. После введения санкций западное направление стало недоступным для автомобильных перевозок. В период с 2022 по 2024г. логистические компании начали активно осваивать альтернативные маршруты доставки грузов в Россию через Республику Беларусь, Турецкий хаб, Шелковый путь через Китай и другие. Это приводит к увеличению расстояний и сроков доставки.Развитие новых регионов (ДНР, ЛНР, Херсонская и Запорожская области). Для проведения строительных работ, восстановления коммунальной инфраструктуры и транспортировки грузов необходимо приобретение грузовой техники.Меры государственной поддержки. Государственные закупки грузовой техники. С 2024г. в программы льготного лизинга включены не все виды грузовой техники, а только седельные тягачи и беспилотные грузовые автомобили. На реализацию этих программ в 2024 году было выделено 9 миллиардов рублей. В 2025г. программа льготного лизинга продолжит действовать с бюджетом в 11 миллиардов руб. В 2024г. также проводились закупки грузовой техники на газомоторном топливе в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». В рамках программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сырья и продовольствия осуществлялись закупки небольшой грузовой гусеничной техники и техники на базе тракторов для аграрного сектора.Стандартные сроки обновления грузовой техники. В 2025г. продолжится процесс замены устаревших, изношенных и аварийных грузовых автомобилей.Анализ показывает, что на российском рынке грузовых автомобилей в 2025г. основными игроками останутся российские, китайские и белорусские марки. Также будет осуществляться продажа нового транспорта, ввезенного через параллельный импорт, и автомобилей иностранных брендов, произведенных в Китае и других «дружественных» странах по отношению к России. В 2024 г. объемы продаж большегрузных автомобилей снизились, что было вызвано макроэкономическими факторами, ограниченным доступом к кредитам и усилением конкуренции со стороны китайских производителей. В 2025 г. можно ожидать, что меры государственной поддержки и увеличение объемов грузоперевозок частично смягчат негативные тенденции. Развитие отрасли будет зависеть от эффективности внедрения государственных инициатив. На автомобильный рынок в 2025 г. в большей степени повлияют рост цен, снижение спроса и ужесточение условий кредитования. Очередной этап повышения утилизационного сбора, который вступил в силу с 1 января, может привести к новой волне роста цен на автомобили. В то же время, благодаря утвержденному графику индексации утилизационного сбора, рынок становится более предсказуемым. Таким образом, увеличение утилизационного сбора является известной постоянной величиной, что в определенной степени упрощает прогнозирование динамики авторынка.Можно сделать вывод, что основными негативными факторами, влияющими на рынок, являются: увеличение цен на автомобили и автокомпоненты, дефицит поставок российских моделей, рост процентных ставок, снижение доступности кредитов и лизинга, а также отсутствие официальных продаж от глобальных брендов.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (84) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Хисамова И.И., Сафонова Н.Р. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА БОЛЬШЕГРУЗНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РФ // Вестник науки №3 (84) том 4. С. 90 - 97. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/21953 (дата обращения: 20.05.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/21953



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.