'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (84) том 4
  4. Научная статья № 16

Просмотры  52 просмотров

Демешко Т.М., Лупенко И.Ю.

  


АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются особенности правового регулирования управления железнодорожным транспортом. Определен ряд наиболее актуальных проблем в указанных транспортных отношениях. Проведен анализ административно-правового регулирования управления железнодорожным транспортом, что позволило оценить положения специального транспортного законодательства с позиций соответствия современному уровню развития.   

Ключевые слова:
управление железнодорожным транспортом, транспортное законодательство, Устав ЖД транспорта   


В настоящее время в России существуют два ключевых Федеральных закона, которые регулируют весь комплекс процессов, сопряженных с железнодорожными перевозками – № 17-ФЗ от 10.01.2003г. (отредактирован 13.06.2023г.) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и № 18-ФЗ от 10.01.2003 (редакция от 01.04.2024г.) «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» [6]. В них, как и в ряде правовых актов, зафиксированы главные условия транспортировки товаров, обычного и грузового багажа, людей, а также прописана ответственность, возникающая у сторон при выполнении перевозок. В рассматриваемой документации содержатся обязательные правила и стандарты для собственников инфраструктур, железнодорожных путей необщего пользования, экспедиторов, логистов, получателей багажа, различных юридических и физических лиц.Согласно законодательству нашего государства, стороны, задействованные в перевозках по железной дороге, обязаны оформлять специальный договорной документ. В статье 785 Гражданского кодекса Российской Федерации отмечено, что договор перевозки представляет собой соглашение, на основании которого транспортная фирма берет на себя обязательства в определенные сроки, с соблюдением всех норм безопасности привезти вверенный ей грузобагаж в пункт назначения и передать его получателю, а отправитель должен оплатить прописанную в документе сумму за доставку груза [2].Наряду с УЖДТ РФ в сфере правового регулирования железнодорожных пассажирских перевозок действуют Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом Российской Федерации (далее - Правила перевозок пассажиров). Системный анализ положений УЖДТ РФ и Правил перевозок пассажиров позволит оценить качество правовой регламентации и сформулировать предложения, направленные на оптимизацию специального законодательства [6].Обязанность перевозчика состоит в доставке пассажира в пункт назначения, но, очевидно, что доставка должна иметь конкретные параметры -это, прежде всего, скорость и комфорт. Пассажир, выбирая вид транспорта, в первую очередь опирается на время перемещения из одного пункта в другой, а после уже оценивается стоимость услуги, безопасности поездки, регулярности [5]. Вторым по важности критерием являются удобства в пути следования. Процесс перевозки должен предполагать обеспечение пассажиру надлежащего уровня комфорта.Отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, их права, обязанности и ответственность регулирует Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». Постановлением Правительства РФ от 27.10.2021 №o1838 (ред. от 20.06.2024) утвержден новый Устав ОАО «Российские железные дороги» [4].Предметом рассматриваемого договора считаются действия сторон, совершаемые в отношении юридического объекта, прописанного в указанном документе. К предмету данного соглашения также относятся разнообразные технические характеристики груза: наименование, вес, габариты, число мест, метод определения массы, скорость, расстояние, сроки и место доставки (ст. 3 УЖТ РФ) [6]. В пункте 1 статьи 432 ГК РФ говорится о том, что договор можно считать заключенным, если между его участниками достигнуто согласие по всем существенным вопросам [6].В наше время ряд ученых, практикующих юристов, аналитиков дискутируют на тему того, в какой форме предпочтительнее составлять договор перевозки и при наличии какой документации он считается по-настоящему действительным. В нынешней ситуации при оформлении правовых отношений между сторонами транспортировочного процесса требуется большое количество различных документов, среди которых: заявка на проведение работ по перевозке (Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, статья 11), накладная и квитанция о получении груза или порожнего состава к перевозке (статья 25 УЖТ РФ), иная сопроводительная документация (абз. 1 статьи 25 УЖТ РФ). Заявка на перевозку играет важнейшую роль в организации транспортировочного процесса. В одних научных источниках она рассматривается как самостоятельный договор, а в других – как отправная точка перемещения грузов, то есть своего рода предпосылка соглашения [6].В соответствии со статьей 82 УЖДТ РФ перевозчик обязан доставить пассажира в пункт назначения с представлением ему места в поезде. Таким образом, УЖДТ РФ обязывает перевозчика только доставить пассажира и не устанавливает его обязанность предоставить услуги надлежащего качества. Согласно статье 82 УЖДТ РФ не конкретизируются условия перевозки по оказанию услуг пассажирам, пассажир фактически не имеет возможности выбора, что задает императивность регулирования внедоговорного характера [6].В рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», реализация которой намечена до 2024 г., планируется достижение следующих основных целей: ускорение товародвижения, повышение доступности качественных устойчивости транспортной системы (постановление Правительства РФ от 20 декабря 2017 г. № 1596 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы»«) [3].Согласно Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 июня 2008 г. № 877-р) железнодорожному транспорту отведена роль основного транспорта страны. Достижению данной стратегии будет способствовать внедрение цифровых информационных технологий в логистику и ремонт железнодорожного транспорта. В рамках реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» с целью решения задачи по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий Правительством РФ утвержден паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (протокол заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7) [3].Можно сделать вывод, что в транспортных уставах и кодексах неоднозначно прописаны одни и те же отношения в области права. Есть множество нормативно-правовых актов, которые регулируют положения договоров, повторяющие содержание законов, а бывает, что и противоречащие им.Таким образом, анализ системы транспортного законодательства, подтвердил взаимосвязь норм ГК РФ, УЖДТ РФ, законодательства о защите прав потребителей, Правил перевозок пассажиров и локальных актов. Отмечено, что ряд важных положений не закреплен на уровне специального, а порой, и общего законодательства.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (84) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Демешко Т.М., Лупенко И.Ю. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ // Вестник науки №3 (84) том 4. С. 115 - 120. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/21957 (дата обращения: 20.05.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/21957



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.