'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (84) том 4
  4. Научная статья № 27

Просмотры  105 просмотров

Юсифов Р.Г., Цонева А.Г., Комнатная Ю.А.

  


ТАКТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ЗАДЕРЖАНИЮ ВООРУЖЕННЫХ ПРЕСТУПНИКОВ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается тактика деятельности органов внутренних дел по задержанию вооруженных преступников. Выделены и проанализированы два этапа данной деятельности органов внутренних дел по задержанию вооруженных преступников. Определены типичные ситуации при производстве данной деятельности.   

Ключевые слова:
задержание, органы внутренних дел, тактика, этапы задержания, вооруженные преступники   


Деятельность сотрудников органов внутренних дел (далее - ОВД) является многообразной. Одним из направлений их деятельности является задержание вооруженных преступников. Данное направление является опасным видом деятельности, так как сопряжено с использованием различного вида оружия и может привести к потерям в личном составе. В связи с этим особое внимание уделяется разработки тактики деятельности сотрудников ОВД по задержанию вооруженных преступников. На данный момент выделяют несколько типовых ситуаций, в которых осуществляется задержание вооруженных преступников. Но сначала требуется определить, что понимается под данной деятельностью ОВД. В целом можно обратиться к работе Немыкиной Т. А., которая определила, что: «задержанием вооруженного преступника следует считать комплекс организационных, оперативно-розыскных, режимных и иных мероприятий, а также боевых действий, осуществляемых сотрудниками полиции, Росгвардии и другими взаимодействующими органами и силами, с использованием оружия, специальных и иных технических средств в целях пресечения общественно-опасных деяний лица, имеющего огнестрельное оружие, путем его обнаружения, захвата, разоружения и изоляции от общества, либо (в исключительных случаях) путем уничтожения, если захват в конкретных условиях невозможен». В целом представленное определение полностью описывает такую деятельность сотрудников ОВД.Анализ трудов разных авторов показывает, что на данный момент разработке тактики задержания преступников зависит от того, в какой местности это производится: в общественном месте или на открытом пространстве. Следует отметить, что первой ситуации уделяется в работах авторов больше внимания, что связанно во многом с возможным присутствием других лиц на месте задержания. Вторая ситуация считается наиболее благоприятной, поскольку она позволяет использовать огнестрельное оружие более свободно, так как отсутствуют посторонние лица, которые могут пострадать. Вне зависимости от складывающейся ситуации, задержание любого преступника включает в себя два этапа: - определение подхода к задержанию. Для данного этапа характерны сбор и анализ необходимой информации, разработка плана, создание группы захвата и т. д.,- непосредственно задержание преступника. На данном этапе реализуется разработанный план по захвату вооруженных преступников.Относительно первого этапа следует отметить, что выделяются три подхода к задержанию преступника. При первом подходе задержание преступников производится согласно заранее разработанному плану. То есть складывается благоприятная обстановка, которая позволяет реализовать существующий план. Второй подход подразумевает, что сотрудники ОВД действуют без плана. Для этого подхода характерно то, что у сотрудников ОВД нет необходимого времени, чтобы полностью проработать свою тактику действий, планирование производится непосредственно при задержании преступников. Третий подход включает в себя два представленных выше. В таком случае заранее прорабатывается план задержания, однако из-за сложившейся обстановки нет возможности его реализовать полностью или частично. Поэтому сотрудники ОВД изменяют свою тактику походу действий, реагируя на конкретные обстоятельства.Первый этап рассматриваемой деятельности ОВД включает в себя несколько направлений. В первую очередь производится сбор информации о преступниках, которых предстоит задерживать, после чего полученные факты анализируются. К необходимой на данном этапе информации относится: анкетные данные, внешность и особые приметы, физические возможности, наличие оружие и его тип, психологический портрет и др. Данная информация позволяет определить сотрудникам какое поведение можно ожидать от задерживаемых лиц, могут ли они оказывать сопротивление и какое. Также на данном этапе изучается место задержания. Нередко для изучения места задержания организовываются специальные мероприятия с целью выявления особенностей местности, возможности наличия посторонних лиц и тактических особенностей обстановки. Подробный анализ местности позволяет наиболее эффективным образом распределить группу захвата при задержании. После изучения всех необходимых сведений создается группа личного состава для задержания преступников. В зависимости от сложившейся ситуации в данную группу могут входить следующие функциональные группы: захвата, прикрытия, применения специальных средств, блокирования, конвоирования. После формирования данной группы формируется непосредственно план задержания, который должен включать тактические действия всех членов сформированной группы. Следует отметить, что нередко разрабатываются несколько планов, которые предусматривают возможные изменения при захвате заложников. К примеру, может быть разработан план, когда преступник не оказывает сопротивления, и еще один в противоположной ситуации. Это позволяет наиболее эффективно произвести задержание, не меняя план в процессе.На втором этапе производится непосредственное задержание вооруженных преступников. При этом данный этап также включает в себя несколько составных элементов: сближение и сам захват. Сближение с преступником предполагает прибытие на место задержания и расстановку личного состава по заранее определенным местам. В таком случае, если разработанный план включал в себя эти действия, производится окружение места задержания, блокировка возможных путей отхода преступника или же применение специальных средств (например, глушение мобильная связь). Непосредственно при захвате вооруженных преступников личный состав действует согласно разработанному плану. В первую очередь, реализуются действия по захвату преступника и его обезоруживанию. В том случае, если производится захват нескольких преступников, то сотрудники ОВД предпринимают действия для их разобщения, чтобы они не могли оказать совместное сопротивление. Подводя итог, следует отметить, что задержания вооруженных преступников является сложным направлением деятельности, так как характеризуется повышенной опасностью и множеством изменяющихся обстоятельств. В связи с этим важным этапов является разработка плана, который должен включать в себя тактические действия всего личного состава, участвующего в задержании. Однако даже наличие плана может не помочь сотрудникам ОВД произвести быстро и эффективно задержание. В связи с этим сотрудники должны быть готовы принимать быстрые решения при изменении обстановки.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (84) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Юсифов Р.Г., Цонева А.Г., Комнатная Ю.А. ТАКТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ЗАДЕРЖАНИЮ ВООРУЖЕННЫХ ПРЕСТУПНИКОВ // Вестник науки №3 (84) том 4. С. 211 - 216. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/21968 (дата обращения: 20.05.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/21968



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.