'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (84) том 4
  4. Научная статья № 28

Просмотры  35 просмотров

Богомолова А.С., Крючкова Т.В.

  


СЕМАНТИКО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются семантико-функциональные особенности публицистического стиля, его роль в формировании критического мышления и медиаграмотности учащихся старших классов. Предлагается методика обучения, включающая анализ, интерпретацию и создание публицистических текстов. Приводятся примеры заданий и практических приёмов, способствующих развитию навыков работы с текстами данного стиля.   

Ключевые слова:
публицистический стиль, функциональная стилистика, методика обучения, медиаграмотность, риторика   


Публицистический стиль занимает важное место в системе функциональных стилей русского языка. Его основная функция — воздействие на адресата посредством сочетания информационной и экспрессивно-эмоциональной функции. В современном образовательном процессе изучение публицистического стиля в старших классах актуально в контексте формирования критического мышления и медиаграмотности.Согласно ФГОС среднего общего образования, одной из задач изучения русского языка является «формирование коммуникативной компетенции, включающей умение воспринимать, анализировать и создавать тексты различных функциональных стилей» (ФГОС СОО, 2021).1. Семантико-функциональные особенности публицистического стиляПублицистический стиль обладает рядом характерных черт, которые определяют его семантико-функциональные особенности:Основные функции:Информационная — передача актуальных данных.Воздействующая (экспрессивно-эмоциональная) — влияние на общественное мнение, формирование определённых оценок.Эстетическая — использование выразительных средств для усиления эмоционального воздействия.Лексические особенности:общественно-политическая лексика (реформа, кризис, законопроект),оценочные слова (выдающийся, скандальный, трагический),экспрессивная лексика, публицистические штампы и клише (борьба за права, голос народа).Синтаксические особенности:риторические вопросы и восклицания («Неужели мы этого допустим?!»),парцелляция для эмоционального выделения («Мы победим. Обязательно.»),сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, подчёркивающие причинно-следственные связи.Стилистические приёмы:метафоры и сравнения для образного выражения идей,гиперболы и литоты для усиления эффекта,аллюзии и цитирование, апеллирующие к культурному и историческому контексту.Обучение публицистическому стилю в старших классах требует комплексного подхода, включающего анализ, интерпретацию и создание текстов.Цели и задачи:Развитие навыков анализа публицистических текстов.Формирование критического мышления и медиаграмотности.Обучение созданию текстов в публицистическом стиле.Распознавание манипулятивных приёмов в СМИ.Методы и приёмы обучения:Анализ публицистического текста:выделение основных функций и стилистических приёмов,определение интонационно-смысловых акцентов,анализ риторических вопросов, оценочной лексики.Интерпретация текста:выявление авторской позиции,интерпретация экспрессивных средств (эпитеты, метафоры),анализ тональности текста (нейтральность, эмоциональность).Создание собственных текстов:написание эссе, заметок, репортажей,формирование заголовков и подзаголовков,использование экспрессивных и оценочных средств.Практические задания, направленные на понимание публицистического стиля обучающимися старших классов.Задание 1. Анализ газетной статьи:Выбрать газетную статью на общественно значимую тему (политика, экономика, спорт).Выделить основные функции текста.Определить средства воздействия (лексические, синтаксические, стилистические).Сделать вывод об эффективности используемых приёмов.ФГОС:Развитие критического мышления.Формирование навыков анализа публицистического текста.Задание 2. Написание собственного публицистического текстаТема: «Влияние социальных сетей на молодёжь».Условие: использовать не менее трёх стилистических приёмов (риторический вопрос, метафора, оценочная лексика).Объём: 200-250 слов.ФГОС:Формирование коммуникативной компетенции.Развитие навыков аргументации.Задание 3. Дебаты:Тема: «Цензура в СМИ: защита общества или ограничение свободы слова?».Задача: сформировать аргументы «за» и «против», используя публицистические приёмы (гипербола, цитирование, аллюзия).Провести обсуждение в формате дебатов.ФГОС:Формирование умения аргументировать.Развитие навыков публичного выступления.4. Интерактивные формы работы:Медиакритика: анализ новостных сюжетов на предмет манипуляций.Работа с нейросетями: использование генеративных моделей для анализа тональности текста.Проектная деятельность: создание школьного блога или газеты, где учащиеся публикуют собственные статьи.Изучение публицистического стиля в старших классах не только развивает языковую и коммуникативную компетенцию, но и способствует формированию медиаграмотности. Комплексный подход, включающий анализ, интерпретацию и создание текстов, помогает учащимся ориентироваться в современном медиапространстве, критически воспринимать информацию и грамотно выражать свою позицию.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (84) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Богомолова А.С., Крючкова Т.В. СЕМАНТИКО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ // Вестник науки №3 (84) том 4. С. 217 - 222. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/21969 (дата обращения: 20.05.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/21969



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.