'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (84) том 4
  4. Научная статья № 34

Просмотры  46 просмотров

Павлова В.O.

  


ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РОМАНА Л.Н. ТОЛСТОГО «АННА КАРЕНИНА» *

  


Аннотация:
статья посвящена исследованию романа Льва Толстого «Анна Каренина» через призму феноменологии. Рассматриваются основные феноменологические мотивы романа, такие как восприятие времени, пространства и самоопределения личности в условиях социальной и моральной дилеммы. Выявление и объяснение феноменологии произведения путем феноменологического и психологического анализов.   

Ключевые слова:
Анна Каренина, феноменология, отечественная литература, филология   


Эпиграфом к роману могла послужить не фраза из Евангелие: «Мне отмщение, и аз воздам», а строки из знаменитого стихотворения современника Льва Толстого, великого русского поэта Фёдора Тютчева:«О, как убийственно мы любим,Как в буйной слепости страстейМы то всего вернее губим,Что сердцу нашему милей.»Толстому удалось показать всю стихию этого чувства, стихию любви, несущую в себе, с одной стороны, созидательную, а с другой - разрушительную силу. Ведь христианство, ценностям которого был верен писатель, говорит о любви, изложенной в послания апостола Павла к Коринфянам, так называемая Агапа. Однако в мире находит существование и другая любовь. Именно ее, нехристианскую любовь, воплощает Анна и Вронский в романе «Анна Каренина». Так, Лев Николаевич, с одной стороны, признавая эту стихию, неконтролируемую никем и ничем, с другой, внутренне страшился её проявлений, будучи человеком консервативных убеждений и, в то же время, по природе необычайно страстным.Л.Н. Толстой создает феноменологический роман. Рассмотрим более подробно суть данной формулы. Феноменологический роман отражает феномен, явление, которое существует вне всякой логики, рациональности. Так, примером явления служит рябь по воде, шелест листвы. Эдмунд Гуссерль, основоположник учения о феноменах, исследовал, как, впоследствии, этот шелест может повлиять на сознание человека. Философ утверждал, что для глубокого понимания сознания необходимо провести "феноменологическую редукцию", то есть исключить все внешние теории и предположения, и исследовать опыт как таковой, в его чистой форме, без предвзятых концептуальных интерпретаций.Более того, в романе «Анна Каренина» значительную роль играет звуковое сопровождение, на лейтмотиве которого строятся феноменологические взаимоотношения Анны и Вронского, нарушающие всякую логику, находящиеся в области чувств и бессознательного.Попытаемся это доказать, рассмотрев эпизод первой встречи Вронского и Анны. Середина пути между Петербургом и Москвой, блестящий офицер, Алексей Вронский, выходит утолить жажду на станции Бологово. В это же время, зимой, на тот же перон сходит Анна. Представьте, сколько в мировом кинематографе показано этих сцен: как играет иней на прекрасном воротнике шубы Анны, как освещены лица огнём станционного фонаря. Всё в этот момент, по отсутствию всякой логики, будет рождать страсть - чувство, которое изменит сценарий двух героев. «Что из этого всего выйдет, он не знал и даже не думал. Он чувствовал, что все его доселе распущенные, разбросанные силы были собраны в одно и с страшною энергией были направлены к одной блаженной цели. И он был счастлив этим. Он знал только, […] что все счастье жизни, единственный смысл жизни он находил теперь в том, чтобы видеть и слышать ее.» [Л.Н. Толстой «Анна Каренина»]. Всего лишь остановка, случайный выход на перрон - и понеслась эта стихия, неуправляемая никем и ничем, сводящая с ума и Анну, и Вронского. Так, Толстой изображает человека не по правилам, а в их нарушении.По мнению Льва Николаевича Толстого, человек не является исключительно добрым или злым. Он утверждает, что человек представляет собой сложное, вечно меняющееся существо, в котором нравственные и безнравственные черты сосуществуют одновременно и находятся в постоянном изменении. Именно этот поток преобразований писатель воплощает в своем великом приёме под названием диалектика души. Эту психологическую формулу дал нам Чернышевский, написав статью о творчестве Толстого и его повести «Детство. Отрочество. Юность».Таким образом, в произведении Льва Николаевича мы находим воплощение постоянной изменяемости человеческой природы. Писатель демонстрирует, как ощущения способны играть человеком, подчеркивая, что не человек управляет своим разумом, а разум управляет им. Так, например, по отсутствию всякой логики, но по диалектике души, красные чулки Китти сводят с ума Левина. Ощущение, изначально физическое, преобразуется в неясное внутреннее переживание. Это переживание, согласно психологической формуле Н.Г. Чернышевского, постепенно обретает форму мысли, которая, в свою очередь, становится убеждением. Процесс, в ходе которого человек проходит путь от едва осознаваемого ощущения к устойчивому убеждению, становится толчком его внутренних преобразований.Рассмотрим другой пример. Произведение открывается сценой семейного несчастья: Стив Облонский, родной брат Анны, просыпается от дискомфортного чувства, какое возникает после ночи, проведенной на диване, лишенном удобства. Стараясь вспомнить, почему его любимая супруга, Долли, не пустила его в спальню, раскручивая воспоминания о прошлом вечере, он понимает, что совершил адюльтер с гувернанткой- француженкой. Он чувствует, что поступил неправильно, однако на его лице расцветает довольная улыбка. Облонский понимает, что в момент откровения со своей супругой улыбаться никак нельзя, но он не может сдержать этой улыбки: он вспоминает, как же прекрасна была француженка.Сцена, которая необычайно точно иллюстрирует феноменологию Толстого. Как глубоко писатель объясняет, что управление чем-либо невозможно, так как всё находится в подвижном и меняющемся состоянии. Роман раскрывает нелогичность и иррациональность человеческой природы, особенно в контексте такого сложного и многогранного чувства, как любовь.Перейдем к звуковому компоненту произведения, дополняющему феноменологическую структуру романа. Толстой, будучи прекрасным психологом, понимает, что на наше восприятие и эмоциональные переживания оказывает влияние целый ряд факторов: запах, цвет, звук, время года, в котором переживаем встречу с любовью. Вспомните сцену откровения, когда Анна неожиданно дает волю своим чувствам, в ужасе за своего возлюбленного не выдерживает и рассказывает всем, в том числе и своему супругу Каренину, об измене. Вронский падает вместе со своей скаковой лошадью, сломав ей хребет. Лошадь несет важную и знаковую кличку во всей поэтике романа - Фру-фру, являющуюся звуковым сопровождением трагедии Анны и Вронского. Напомним, что Толстой был блестящим франкофоном, для которого французский язык не уступал родному русскому языку в степени освоенности.Итак, обратившись к словарю, мы узнаем, что французское слово фру-фру, представляющее собой звукоподражание, передает шуршание шелкового женского платья. Подобно тому как едва заметные детали, такие как морозная пыль на бобровом воротнике Анны на станции Бологово, теплый свет фонаря, могут стать определяющими, шуршание шелка способно воздействовать на сознание человека. Лев Николаевич посредством звукописи раскрывает, как тонкие и, казалось бы, незначительные явления влияют на наше сознание и восприятие.Добавим также, что было бы невозможным рассматривать феноменологию поэтики Толстого в отрыве от его других произведений. Так, в рассказе «Смерть Ивана Ильича» успешный чиновник, Иван Ильич, умирает от рака. В муках он понимает, что вся его жизнь прошла бесследно: погоня за богатством, женитьба на нелюбимой женщине, измена ей, нелюбовь к родным детям. Силясь, Иван Ильич искал в своей памяти хоть какие-то островки сути, смысла. Его осеняет, что вся жизнь духовная, чистая, яркая закончилась в детстве, когда он был истинным и подлинным. Радость перед смертью ему дает запах детского резинового мячика. Этот запах вдруг, как галлюцинации, возникает в сознании умирающего человека и дарит проблеск надежды: значит, что-то было в этой жизни. Он услышал шуршание шелкового платья матери, ласкавшей его в детстве.Следует отметить, что смерть матери оказала глубокое влияние на жизнь и, впоследствии, творчество Льва Николаевича Толстого. В своих дневниках, незадолго до своей смерти, он пишет: «Гулял по саду Ясной Поляны, и вдруг, неожиданно, наткнулся на женский след на земле. Может быть, это мать посещала меня?» Образ матери и шелест её шелкового платья - фру- фру - писатель пронесет через всю жизнь.Подводя итоги, хотелось бы отметить, что с точки зрения феноменологии Толстой не предоставляет готовых ответов на вопросы, касающиеся человеческой природы и моральных дилемм. Напротив, он создает пространство для философского размышления, подталкивая читателя к анализу собственных представлений о счастье, любви и самоопределении. Таким образом, в романе “Анна Каренина” проявляется динамика человеческой личности, ее внутренней борьбы и отношений с окружающим миром. Через использование феноменологического подхода мы получаем возможность углубленно осмыслить роман Толстого как многослойный текст, исследующий суть человеческой природы, зачастую находящейся вне рационального.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (84) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Павлова В.O. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РОМАНА Л.Н. ТОЛСТОГО «АННА КАРЕНИНА» // Вестник науки №3 (84) том 4. С. 254 - 260. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/21975 (дата обращения: 20.05.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/21975



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.