'
Козлова А.В.
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ПРИОРИТЕТНЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В ИНТЕРНЕТЕ *
Аннотация:
данная статья посвящена анализу современных тенденций в информационно-коммуникационной работе органов государственной власти с населением в России. В статье рассматриваются причины активизации работы государства в социальных сетях для выстраивания эффективного диалога с населением.
Ключевые слова:
цифровая трансформация, социальные сети, госпаблик, госдиджитал, новые медиа, цифровые коммуникации, виртуальное политическое коммуникационное пространство
В начале XXI структура медиапотребления в России и в мире претерпела существенные изменения ввиду развития новых устройств связи и распространения новых технологических решений. Все большую популярность среди приоритетных каналов получения информации приобретает Интернет, в частности, социальные сети.По данным исследования ВЦИОМ о трендах медиапотребления в России [1], в нашей стране фиксируется гибридная модель медиапотребления: в качестве основного источника информации граждане используют как телевидение, так и Интернет. Однако при этом с 2018 года растет число активных пользователей, которые в качестве приоритетного информационного ресурса выбирают Интернет: их доля среди россиян в 2018 году составила 13%, в 2022 году – 29%. При этом ранжируется аудитория по возрастным и географическим критериям. К наиболее активным потребителям Интернета, среди которых практически нет активных телезрителей, относят жителей Москвы и Санкт-Петербурга, а также молодую аудиторию от 18 до 34 лет. Среди активных телезрителей – преимущественно граждане старше 60 лет и жители сельской местности. Более подробно аудиторию Интернета проанализировала исследовательская компания «Медиаскоп» [2]. Согласно данным мониторинга, 85% населения России старше 12 лет пользуются Интернетом минимум один раз в месяц, 84% – пользуются Интернетом в средний день. В структуре интернет-активности приоритетным является использование социальных сетей и мессенджеров, среди которых самыми популярными из отечественных ресурсов является социальные сети «ВКонтакте» и «Одноклассники» – среднесуточный охват в 2024 году составил 45% и 16% соответственно.Современные тенденции медиапотребления, несомненно, нашли отражение в сфере государственного и муниципального управления и стали стимулом активизации работы органов власти на Интернет-платформах. Информационно-коммуникационное взаимодействие в онлайн-среде сегодня стало отдельным направлением в структуре государственного и муниципального управления, целью которого является не только доставка и коммуникация на востребованных и удобных для граждан площадках, но и создание безопасной информационной инфраструктуры в эпохи нестабильного быстроменяющегося мира. А некоторые исследователи, в частности, С. В. Володенков говорят о появлении самостоятельного виртуального политического коммуникационного пространства со своими принципами функционирования [3]. В частности, С. В. Володенков [3] отмечает, что Интернет как пространство политических коммуникаций сегодня трансформировался в глобальную коммуникационную среду с мощным манипулятивным потенциалом, который позволяет осуществлять транзит смыслов и ценностей со стороны технологически развитых государств в национальные сегменты информационного пространства других стран. Это играет важную роль в национальной безопасности страны. Неслучайно, обеспечение сетевого суверенитета и информационной безопасности в Интернете является одной из национальных целей развития России, обозначенных в Указе Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [4].Исследователи выделяют ряд особенностей современной модели коммуникации в виртуальной среде. Рассмотрим ряд наиболее, на наш взгляд, значимых особенностей Интернет-пространства, о которых, в частности, в своей монографии говорит С. В. Володенков: Доступность или экстерриториальность. Традиционные СМИ, например, газета или региональное телевидение доступны аудитории, ограниченной зоной распространения/вещания конкретного ресурса. Онлайн-ресурсы характеризуются неограниченной зоной распространения: обратится к ним может любой пользователь с доступом в сеть Интернет из любой точки мира. У этой особенности есть как плюсы, так и минусы. С одной стороны, это позволяет охватить широкую аудиторию при распространении информационного повода, с другой стороны – несет риски с точки зрения вмешательства в государственное управление со стороны недружественных стран. Оперативность. На онлайн-ресурсах есть возможность доставлять информацию в режиме реального времени в отличие от традиционных СМИ, которые выходят по регламентированному графику. Это имеет особенное значение в кризисных ситуациях, когда важно донести до населения достоверную информацию, избежать распространения фейков и обострения кризисной ситуации.Интерактивность и мультимедийность. Онлайн-ресурсы позволяют размещать все доступные типы контента, включая изображения, аудио- и видеоматериалы, опросы, викторины и пр., и взаимодействовать с пользователями. Это позволяет завоевать внимание аудитории и создать эффект вовлеченности в процесс коммуникации.Таргетированность. Технические возможности социальных сетей позволяют доставлять информацию конкретной сегментированной аудитории, ориентировать контент на запросы пользователей, что повышает эффективность информационной кампании.Горизонтальность. В онлайн-среде, на площадках социальных медиа коммуникация строится по горизонтальному принципу. Каждый пользователь является как источником, так и получателем информации, может задавать темы для обсуждения, поднимать острые и проблемные вопросы, привлекать к ним внимание общественности. Несомненно, это положительный аспект с точки зрения развития прямой демократии, но и в тоже время угроза распространения неверифицированного контента, обострения социальных кризисов и пр.Данные технологические особенности, на наш взгляд, в том числе обусловили необходимость приоритизации вектора работы в сфере государственного и муниципального управления в Интернет-пространстве с целью обеспечения национального цифрового суверенитета страны.
Номер журнала Вестник науки №3 (84) том 4
Ссылка для цитирования:
Козлова А.В. СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ПРИОРИТЕТНЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В ИНТЕРНЕТЕ // Вестник науки №3 (84) том 4. С. 290 - 294. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/21980 (дата обращения: 20.05.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*