'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (84) том 4
  4. Научная статья № 41

Просмотры  63 просмотров

Музеев А.А., Понидзельская С.Н., Дурицкая Е.С.

  


ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ПСИХИАТРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖИ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается влияние семейного воспитания на психическое и психиатрическое развитие молодежи. Автор анализирует роль семьи в формировании эмоциональной, когнитивной и социальной сфер, а также обсуждает, как различные стили воспитания (демократический, авторитарный, гиперопекающий, попустительский) могут способствовать гармоничному развитию или провоцировать психические расстройства. Особое внимание уделено неблагоприятным факторам, таким как конфликты, эмоциональное насилие и отсутствие поддержки, которые повышают риск развития тревожных расстройств, депрессии и других нарушений. В заключение подчеркивается важность создания благоприятной семейной атмосферы для психического здоровья и успешной социализации молодежи.   

Ключевые слова:
семейное воспитание, психическое развитие, психиатрическое развитие, молодежь, психические расстройства   


Семья является основным социальным институтом, который оказывает значительное влияние на формирование личности человека. Особенно важную роль она играет в психическом и психиатрическом развитии молодежи, так как именно в подростковом и юношеском возрасте закладываются основы для будущей взрослой жизни. Психологическое здоровье формируется при взаимодействии внешних и внутренних факторов, причем не только внешние факторы могут преломляться через внутренние, но и внутренние факторы могут модифицировать внешние воздействия. И еще раз подчеркнем, что для психологически здоровой личности необходим опыт борьбы, увенчивающейся успехом. [1]Психическое развитие молодежи охватывает формирование когнитивных, эмоциональных и социальных навыков. Семья играет ключевую роль в этом процессе, так как именно в ней молодой человек получает первый опыт взаимодействия с окружающим миром. Стиль воспитания, который выбирают родители, напрямую влияет на становление личности.Эмоциональное развитие. Поддержка, любовь и понимание со стороны родителей способствуют формированию устойчивой самооценки, эмоциональной устойчивости и способности к эмпатии. Напротив, отсутствие эмоциональной близости, холодность или чрезмерная критика могут привести к развитию тревожности, депрессии и других эмоциональных нарушений.Когнитивное развитие. Семья создает условия для интеллектуального роста молодежи. Демократический стиль воспитания, предполагающий поддержку инициативы и самостоятельности, способствует развитию критического мышления, креативности и способности к самообучению. В то же время авторитарный стиль, основанный на жестком контроле, может подавлять познавательную активность и вызывать страх перед ошибками.Социальное развитие. В семье молодой человек учится строить отношения, разрешать конфликты и сотрудничать. Здоровые семейные отношения формируют социальную компетентность, умение адаптироваться к новым условиям и уважение к другим людям. Однако в семьях с высоким уровнем конфликтности или изоляцией у молодежи могут возникать трудности в установлении социальных связей.Психиатрическое развитие молодежи тесно связано с психическим, но акцент здесь делается на риске возникновения психических расстройств. Семейное воспитание может как защитить молодого человека от таких расстройств, так и стать их причиной.Риск развития психических расстройств. Неблагоприятные условия в семье, такие как эмоциональное насилие, пренебрежение, частые конфликты или развод родителей, могут стать триггерами для развития тревожных расстройств, депрессии, посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и других нарушений. Например, подростки, выросшие в семьях с высоким уровнем агрессии, часто демонстрируют склонность к самоповреждающему поведению или суицидальным мыслям.Роль гиперопеки и попустительства. Чрезмерная опека со стороны родителей может привести к формированию зависимой личности, которая испытывает трудности в принятии решений и адаптации к самостоятельной жизни. С другой стороны, попустительский стиль воспитания, при котором родители не устанавливают четких границ, может способствовать развитию антисоциального поведения, наркомании или алкоголизма.Защитные факторы. Благоприятная семейная атмосфера, основанная на доверии, поддержке и открытом общении, может служить защитным фактором против психических расстройств. Молодежь, которая чувствует себя любимой и принятой, лучше справляется со стрессом и менее подвержена риску развития психических заболеваний.Психиатрическое развитие молодежи, включая риск возникновения психических расстройств, также может влиять на формирование патриотической личности. Молодые люди, страдающие от тревожности, депрессии или других нарушений, могут испытывать трудности в установлении связи с обществом и страной. В таких случаях важно, чтобы семья обеспечивала поддержку и помогала преодолевать внутренние барьеры.С другой стороны, здоровая семейная атмосфера, основанная на любви и взаимопонимании, может стать мощным ресурсом для формирования патриотизма. Молодежь, которая чувствует себя защищенной и ценной в своей семье, с большей вероятностью будет испытывать чувство ответственности за свою страну и стремиться к ее процветанию. [2]Семейные традиции и ценности также играют важную роль в психическом и психиатрическом развитии молодежи. Они формируют мировоззрение, моральные принципы и отношение к жизни. Например, в семьях, где ценятся образование и саморазвитие, молодые люди чаще стремятся к достижению целей и демонстрируют высокий уровень мотивации. В то же время в семьях с негативными установками (например, склонностью к пессимизму или агрессии) у молодежи могут развиваться деструктивные модели поведения. [3]Семейное воспитание оказывает серьезное влияние на психическое и психиатрическое развитие молодежи. Оно формирует эмоциональную, когнитивную и социальную сферы, а также может как защитить от психических расстройств, так и спровоцировать их развитие. Именно в семье молодой человек учится интерпретировать события, справляться с трудностями и формировать отношение к себе и окружающему миру. Развитие позитивного мышления у студентов во многом зависит от того, какие установки и модели поведения были сформированы в семье. [4] Для обеспечения гармоничного развития молодежи важно, чтобы родители создавали благоприятную атмосферу, основанную на любви, поддержке и уважении. Одновременно необходимо избегать крайностей в воспитании, таких как гиперопека или попустительство, которые могут негативно сказаться на психическом здоровье молодого поколения. Семья, как основной источник поддержки, должна стать надежной опорой для молодежи в их стремлении к самореализации и психическому благополучию.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (84) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Музеев А.А., Понидзельская С.Н., Дурицкая Е.С. ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ПСИХИАТРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖИ // Вестник науки №3 (84) том 4. С. 301 - 306. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/21982 (дата обращения: 20.05.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/21982



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.