'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (20) том 2
  4. Научная статья № 2

Просмотры  94 просмотров

Бикбулатова Э.Э., Валитова А.И.

  


ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается проблема детско-родительских отношений и их влияния на развитие тревожности в дошкольном возрасте; определены стили родительского воспитания нарушающие детско-родительские отношения   

Ключевые слова:
детско-родительские отношения, дошкольный возраст, тревожность, стили родительского воспитания   


Дошкольный возраст – это самый важный этап жизни человека, в течение которого формируется индивидуальная эмоциональная сфера ребенка. Вместе с тем, эмоциональная сфера человека является наиболее уязвимой в дошкольном возрасте и негативное влияние извне может привести к ряду патологических новообразований, в числе которых тревожность стоит на первом месте. В Психологическом словаре под тревожностью понимается «индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения» [3, с. 312]. А.М. Прихожан, под детской тревожностью понимает личностное образование в виде состояния переживания эмоционального дискомфорта, чувства опасности, которое может долго сохраняться. Причину появления и закрепления такого состояния А.М. Прихожан видит в неудовлетворении ведущих потребностей ребенка [4, с. 8]. По данным многочисленных исследований, каждый третий ребенок имеет повышенный уровень тревожности. Основные причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста исследователи делят на внутренние и внешние. Под внутренней причиной ими понимается нервная система ребенка, так как она является в этом возрасте незрелой, а под внешней причиной – внутрисемейные, детскородительские отношения, поскольку именно семья является основной средой воспитания, формирования личностных качеств и отношений дошкольника. Детско-родительские отношения изучаются с различных исследовательских позиций. Однако все исследователи сходятся во мнении, что они являются основным фактором, который формирует характер ребенка и особенности его поведения. Детскородительские отношения представляют собой целостную систему межличностных отношений, определяющую особенности восприятия и общения между детьми и родителями, зависящую от возрастно-психологических особенностей детей, а также практикуемых родителями поведенческих стереотипов, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков. А.Я. Варга, выполняя исследования детско-родительских отношений, пришла к выводу, что «родительское отношение представляет собой целостную систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, а также практикуемых в общении с ним поведенческих стереотипов, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков» [1, с. 8]. В ходе изучения детско-родительских отношений, исследователи выявили разнообразие стилей родительского воспитания. По данным Э.Г. Эйдемиллера, в основу построения их типологии положены следующие характеристики воспитания ребенка: удовлетворение потребностей ребенка; степень защиты, заботы о ребенке  (гиперпротекция); неустойчивость стиля воспитания и неуверенность родителей; требования к ребенку; запреты, накладываемые на ребенка и меры наказаний за их нарушение. При этом, научно доказано, что нарушения в детско-родительских отношениях приводят к развитию тревожной личности [6, с. 15]. Приведем несколько примеров нарушений в детско-родительских отношениях: – непринятие со стороны родителей ребенка таким, какой он есть; – отсутствие веры в самостоятельность ребенка; – неуважительное отношение к ребенку, недоверие к нему; – тревога за ребенка, чрезмерная опека, требовательность; – отчужденность со стороны родителей. Анализ научной литературы позволяет утверждать, что к негативному результату приводит также отсутствие между детьми и родителями устойчивой эмоциональной связи или наоборот ее чрезмерная интенсивность; неверие в способность ребенка быть самостоятельным, инициативным, ответственным; игнорирование реальных возможностей ребенка при предъявлении ему завышенных требований; осваивание ребенком устойчивых семейных паттернов тревоги [4, с. 9]. Негативное влияние нарушений в детско-родительских отношениях на тревожность детей дошкольного возраста доказано многочисленными современными экспериментальными исследованиями. Так, И.В. Илларионова в своем исследовании проявлений тревожности в аспекте детско-родительских отношений, проанализировала уровень тревожности детей трех возрастных групп: 4-5 лет, 5-6 лет и 6-7 лет. Она обнаружила, что наибольшее число детей с высоким уровнем тревожности присутствует в возрастной группе 5-6 лет. При этом, по мере взросления процент детей с высоким уровнем тревожности повышается, процент детей с низким уровнем тревожности снижается. Сфера внутрисемейных отношений является основным источником негативных переживаний дошкольников. Исследователь экспериментально доказала, что в семьях, использующих такие стили отношений как «авторитарная гиперсоциализация», «маленький неудачник» и «симбиоз» – наиболее высокий процент детей с высоким уровнем тревожности.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (20) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Бикбулатова Э.Э., Валитова А.И. ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №11 (20) том 2. С. 9 - 13. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2203 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2203



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.