'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (20) том 2
  4. Научная статья № 3

Просмотры  101 просмотров

Бикбулатова Э.Э., Валитова А.И.

  


ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается проблема тревожности в дошкольном возрасте; представлены результаты исследования тревожности у детей 6-7 лет; выявлены тревогопорождающие ситуации, которые типичны для всех детей дошкольного возраста, и специфичны для детей с определенным уровнем тревожности   

Ключевые слова:
тревожность, дети дошкольного возраста, тревогопорождающие ситуации, индекс тревожности   


Дошкольный возраст – это самый важный этап жизни человека, на котором идет формирование его индивидуальной эмоциональной сферы. Вместе с тем, эмоциональная сфера является наиболее патогенной зоной в современной культуре. Так, Д.И. Фельдштейн подчеркивает, что «возникшая неустойчивость социальной, экономической, идеологической обстановки, дискредитация многих нравственных ориентиров вызывают массовый психологический стресс, который тяжело сказывается на общем духовном и физическом здоровье людей» [4, с. 11], причем негативные изменения наблюдается у детей уже в дошкольном возрасте. Более того, многочисленные исследования доказывают, что ежегодно возрастает количество детей с эмоциональными нарушениями. Постоянное ощущение незащищенности, отсутствие эмоциональной привязанности с родными и близкими провоцирует у дошкольников чувства эмоционального дискомфорта и напряженности. Такие дети испытывают тревожность, они ранимы и обостренно реагируют на отношение к ним окружающих. В Психологическом словаре под тревожностью понимается «индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения» [2, с. 312]. Состояние тревоги, волнения впервые в своих исследованиях выделил З. Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное чувство беспомощности, что включает в себя переживания ожидания и неопределенности. Все это основано на внутренних причинах [1, с. 47]. А.М. Прихожан, под тревожностью понимает личностное образование в виде состояния переживания эмоционального дискомфорта, чувства опасности, которое может долго сохраняться. Причину появления и закрепления такого состояния А.М. Прихожан видит в неудовлетворении ведущих потребностей ребенка [3, с. 8]. К. Вилюнас считает, что тревожность является также склонностью человека к переживанию тревоги, которая характеризуется низким порогом возникновения реакций торможения [1, с. 53]. Е.Г. Эйдемиллер обосновал тревожность как эмоционально-негативное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании негативного развития дальнейших событий [5, с. 189]. До сих пор не существует четко определенной позиции ученых на причину возникновения тревожности, но большинство связывают ее появление у детей дошкольного возраста с отношениями в системе «родители – дети». В этой связи, проведено эмпирическое исследование тревожности у детей дошкольного возраста.  Исследование проводилось на базе МАДОУ Детский сад №268 городского округа город Уфа Республики Башкортостан. В качестве испытуемых выступили организованные дошкольники в возрасте от 6 до 7 лет, посещающие подготовительные группы «Золотой ключик» и «Непоседы». Общее число испытуемых составило 51 человек. Для изучения тревожности детей дошкольного возраста выбрана Методика «Выбери нужное лицо», которая преставляет собой проективный тест детской тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. Методика позволяет изучить тревожность как черту личности ребенка, определить ее уровень (рассчитать индекс тревожности), характерный для ребенка в различных типичных жизненных ситуациях. Это достигается путем количественного и качественного анализа протоколов исследования детской тревожности. Тест рассчитан на детей в возрасте от 3 до 7 лет. Изучение детской тревожности по данной методике проводилось индивидуально. В ходе диагностики каждому ребенку показывались рисунки (стимульный материл), моделирующий три группы отношений: «ребенок-ребенок», «ребеноквзрослый» и «повседневные действия». Тестовый материал давался в строгой последовательности вместе с инструкцией (разъяснением). Полученные по результатам диагностики протоколы анализировались с количественной и качественной стороны. Количественный анализ заключался в расчете индекса тревожности ребенка. В зависимости от полученного индекса тревожности все дети были разделены на три группы. Первая группа детей – это дети, имеющие высокий уровень тревожности, более 50%. Вторая группа – это дети имеющие средний уровень тревожности, от 20 до 50%. Третья группа детей – дети с низким уровнем тревожности, менее 20%. Качественный анализ полученных протоколов состоял в выявлении характера эмоционального опыта дошкольника в конкретной и подобной жизненной ситуации. Особое значение в ходе анализа было уделено ответам и высказываниям детей по рисункам №2 «Ребенок и мать с младенцем», №6 «Укладывание спать в одиночестве», №9 «Игнорирование», №11 «Собирание игрушек», №14 «Еда в одиночестве». Дети, которые в перечисленных рисунках выбрали «грустное лицо», вероятнее всего имеют высокий уровень тревожности. В ходе диагностики детской тревожности по методике «Выбери нужное лицо» Р. Тэммла, М. Дорки и В. Амена, было установлено, что у 51% испытуемых (26 детей) индекс тревожности находится на наиболее оптимальном, среднем уровне (рис. 1). Средний уровень индекса по методике «Выбери нужное лицо» рассматривается как проявление качества на уровне нормы

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (20) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Бикбулатова Э.Э., Валитова А.И. ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №11 (20) том 2. С. 14 - 19. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2204 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2204



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.