'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (20) том 2
  4. Научная статья № 4

Просмотры  138 просмотров

Бикбулатова Э.Э., Валитова А.И.

  


ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *

  


Аннотация:
в статье описывается проблема тревожности у детей дошкольного возраста, причины ее возникновения и особенности проявления. Проведены классификации видов тревожностей. Предложены пути решения проблемы   

Ключевые слова:
тревожность, тревога, страх, стресс   


Впервые в современной психологии тревожность была описана Зигмундом Фрейдом. Тревога, с точки зрения Фрейда, является функцией «Эго» и предупреждает «Эго» о надвигающейся опасности, угрозе, помогая личности реагировать в подобных ситуациях (ситуациях опасности, угрозы) безопасным, адаптивным, способом. Фрейд определял тревожность как неприятное эмоциональное переживание, являющееся сигналом антиципируемой опасности. Содержание тревожности — переживание неопределенности и чувство беспомощности. Тревожность характеризуется тремя основными признаками: 1) специфическим чувством неприятного; 2) соответствующими соматическими реакциями, прежде всего усилением сердцебиения; 3) осознанием. Последние годы многие воспитатели и педагоги обеспокоены возрастанием в группах числа тревожных детей. Основными проявлениями этого можно назвать повышенную эмоциональную лабильность и неуверенность в себе. По мнению некоторых воспитателей, детский синдром (состояние) тревожности обусловлен неудовлетворенностью потребностей растущей личности. При анализе тревожности обнаруживается, что по своей сути она является эмоциональным ожиданием будущей опасности или того или иного рода неблагополучия. При этом наблюдаются разные степени глубины тревожности: 1) поверхностная тревожность, как временное, приходящее под воздействием различных факторов состояние, 2) как более глубокое устойчивое фоновое состояние, в обстановке которого протекает жизнь индивида, и 3) самое глубокое состояние тревожности, когда она практически постоянно держит в напряжении, охватывая все сферы жизни, что можно назвать тотальным стрессом, составной частью которого по сути тревога является. В последних двух случаях тревожность фактически становится неотъемлемой чертой темперамента личности. Тревожности в характере сопутствуют пессимистические ожидания от будущего, от жизни в целом. Усиление тревожности приводит к возникновению её спутников, страхов. Повышенная степень тревожности формируется в процессе взаимодействия различных когнитивных и аффективных реакций на воспринимаемые ребёнком стрессы. Можно вычленить следующие источники тревоги: 1) Тревога как страх возможного физического дискомфорта или вреда здоровью. Такого рода беспокойство продуцируется из-за ассоциации тех или иных ситуаций и стимулов с угрозой физической боли, соматического неблагополучия. 2) Тревога как страх потери любви или как результат потери расположения близких и окружающих. Сюда же можно отнести тревогу неодобрения и страх одиночества. 3) Тревога, порождённая чувством вины. Граничит с тревогой неодобрения. Обычно появляется в возрасте не ранее четырёх лет. В старшем возрасте этому чувству сопутствует досада на себя и самоуничижение 4) Тревога вследствие не способности владеть ситуацией. Она проистекает из осознания неспособности контролировать ситуацию и среду, и невозможности решить приходящие из них проблемы своими силами. 5) Сходна с предыдущей. Это тревога, порождённая фрустрацией вследствие обнаружения препятствий на пути к поставленным целям. 6) Глубокая тревожность как неотъемлемая черта личности также может быть связана с генетической предрасположенностью нервной системы и мозга, детерминирующей повышенный уровень иннервации и эмоционального возбуждения. Назовём её тревогой сверхвозбудимости. Тяжелые соматические и нервно-психические заболевания, как правило, усиливают тревожность. Неудовлетворение личных потребностей ребёнка с большой вероятностью может приводить к тревожности, агрессии, замкнутости и отчуждению как механизмам защиты. Также к состоянию тревожности детей, как и у взрослых, может приводить чувство неудовлетворённости личных амбиций, или притязаний на успех, особенно в условиях высокой конкуренции в коллективе. Также тревожность последнего типа свойственна детям с завышенной самооценкой в условиях нереализованности их притязаний. Завышенная самооценка детей может развиться вследствие захваливания ребёнка родителями и преувеличения его успехов. Но когда его завышенная самооценка не находит подтверждения в действительности, он склонен видеть причины неудач в несправедливом отношении к нему других людей, что приводит к необоснованному чувству обиды, воспринимающемуся окружающими как неадекватное, что приводит к конфликтам. Нежелание сознавать свои слабости, страх допустить неуверенность в себе вызывают раздражение и агрессию, которые могут перерасти в хроническое состояние тревожности. Выход видится в приведении потребностей в соответствие с возможностями, то есть: либо развить возможности до уровня планки самооценки, либо помочь снизить, или привести самооценку к действительному уровню. Педагоги отмечают, что у ребёнка с возрастом возникает неудовлетворённость и нежелание стремиться к достижениям, так как он заранее предвидит неудачу.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (20) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Бикбулатова Э.Э., Валитова А.И. ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №11 (20) том 2. С. 20 - 26. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2205 (дата обращения: 18.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2205



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.