'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (20) том 2
  4. Научная статья № 7

Просмотры  120 просмотров

Дзюба И.А.

  


ВЛИЯНИЕ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ НА СОЦИАЛЬНУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ИХ ВЛАДЕЛЬЦЕВ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности влияния домашних питомцев на оценку их хозяев окружающими по параметрам доброты, общительности, эмпатии и общей социальной привлекательности   

Ключевые слова:
домашний питомец, социальная привлекательность, эмпатия   


В современном мире происходит рост одиночества, особенно среди подростков и пожилых людей. Процветает индивидуализм, исчезают многопоколенные семьи, более четверти домохозяйств в России состоят из одного человека, также как в США, Канаде, Испании и Японии. В Германии, Англии и Франции этот показатель еще выше – 1/3 домохозяйств [1]. Почти половина американцев всегда или иногда чувствуют себя одинокими (46%), половина британцев старше 65 лет считают телевидение и домашнее животное единственным источником социальных контактов. В Японии более полумиллиона человек до 40 лет, которые не выходили из дома и ни с кем не общались в течение как минимум шести месяцев. Одиночество и социальная изоляция крайне негативно влияют на психологическое и физическое состояние человека. Исследования, проведенные в бывших странах Советского Союза показали, что одинокие люди имеют низкий уровень социальной поддержки, чаще других употребляют алкоголь в опасных для здоровья количествах, у них выше уровень психологического стресса. Они оценивают уровень своего здоровья ниже, чем социально контактные люди [2]. Исследования, проведенные в Университете Калифорнии Метью Пантеллом с соавторами, доказали, что социальная изоляция является фактором риска преждевременной смерти наравне с курением, ожирением, высоким давлением и повышенным уровнем холестерина [3]. Обзор зарубежных исследований позволил предположить, что присутствие домашних животных влияет на то, как воспринимают его владельца окружающие [4]. Был произведен пилотный эксперимент. Гипотеза исследования: домашний питомец привлекает внимание к своему хозяину и стимулирует социальные контакты. Предполагается, что домашние животные вызывают положительные эмоции у людей, на них приятно смотреть, они вызывают позитивный интерес. Человек, держащий в руках животное, также получает часть внимания, обращенного на животное. В эксперименте приняли участие 338 человек, пол и возраст испытуемых не учитывался, так как анкеты не заполнялись, опрос не производился. Эксперимент был полевым, то есть проводился в естественных условиях, испытуемые находились в естественной среде, воздействие экспериментатора на испытуемых не производилось. Экспериментаторы ограничивались наблюдением и фиксацией его результатов. Суть эксперимента заключалась в следующем: три экспериментатора в дневное время прошли по вещевому крытому рынку сначала с большой яркой сумкой, затем с маленькой собакой на руках. В то время, как один экспериментатор шел впереди с сумкой или собакой, другой играл роль наблюдателя и фиксировал количество идущих навстречу людей и число социальных контактов в виде взглядов, улыбок, попыток заговорить, направленных на экспериментатора с сумкой или собакой. Экспериментаторами были подросток мужского пола 15 лет, женщина 35 лет и женщина 53 лет. Респондентами были преимущественно женщины средних лет.  Гипотеза подтвердилась. Человек с собакой на руках значительно чаще получает социальный отклик в виде взглядов, улыбок. В словесный контакт окружающие пытались вступить только с экспериментаторами, несущими собаку. С экспериментаторами, несущими сумку окружающие не заговаривали ни разу. Экспериментатор-подросток даже с собакой получил намного меньше социальных контактов. Это может быть объяснено тем, что респонденты были значительно старше него, подростки могут быть менее интересны испытуемым, чем люди их возраста, возможно от подростков чаще ожидают агрессии, и некоторые респонденты просто опасались вступать в контакт. Чтобы выяснить причину меньшего социального отклика по отношению к подростку, необходимо провести дополнительные исследования. Исходя из вышеописанного эксперимента мы можем утверждать, что домашний питомец привлекает внимание к своему хозяину и стимулирует социальные контакты. Поскольку результат пилотного эксперимента оказался положительным решено было провести основной эксперимент. Гипотеза исследования: присутствие домашнего животного повышает социальную привлекательность его хозяина для окружающих. Домашние питомцы ассоциируются для нас с детьми, а те, кто о них заботится – с любящими и заботливыми родителями. Соответственно владельцы животных воспринимаются как более добрые, отзывчивые, способные на сочувствие люди. В эксперименте принял участие 71 человек в возрасте от 16 до 77 лет, средний возраст 40,6 лет, 24% мужчины, 76% женщины. Участники: студенты вечернего отделения университета Самары, сотрудники университета, жители города Калининграда различных профессий, в том числе пенсионеры и учащиеся. Мы видим, что выборка была достаточно разнообразной по полу, возрасту, месту проживания, роду деятельности. Процедура и стимульный материал. Стимульный материал изготовлен в виде пяти пар цветных фотографий, на которых изображены 5 человек, две пожилые женщины, молодая женщина, пожилой мужчина и молодой мужчина. На одной из парных фотографий человек изображен в одиночестве, на другой, сделанной практически в то же время, с животным. Животные выбраны разные: лошади, обезьяна, декоративная маленькая собака и крупная дворняга. Сначала испытуемым предъявлялись фотографии людей без животных. Они должны были оценить изображенных на них людей по десятибалльной шкале, где 0 –отсутствие качества, 10 – максимально выраженное качество, по следующим четырем параметрам: доброта, общительность, способность сочувствовать (эмпатия) и общая социальная привлекательность. Свои оценки они должны были занести в таблицу. Затем испытуемым предъявлялись следующие пять фотографий тех же людей, но уже с животными. Порядок фотографий был изменен, чтобы уменьшить влияние предыдущей оценки. Людей на фотографии также оценивали по четырем параметрам с помощью десятибалльной шкалы, оценки также заносились в таблицу. Также респондент указывал свой пол, возраст, имеет ли или имел домашних животных. Поскольку исследование велось на одной и той же выборке, число респондентов (n=71) менее 100, для статистического анализа использовался одновыборочный критерий t-Стьюдента [5-7]. В качестве нулевой гипотезы берем гипотезу о том, что присутствие домашних животных не оказывает влияние на социальную привлекательность их хозяев, не изменяет их восприятие по параметрам доброты, общительности и эмпатии.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (20) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Дзюба И.А. ВЛИЯНИЕ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ НА СОЦИАЛЬНУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ИХ ВЛАДЕЛЬЦЕВ // Вестник науки №11 (20) том 2. С. 33 - 39. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2208 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2208



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.