'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (20) том 2
  4. Научная статья № 8

Просмотры  114 просмотров

Дмитриева Т.В.

  


ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА *

  


Аннотация:
в статье рассматривается новая методика преподавания в школе   

Ключевые слова:
компетентностно-контекстная модель обучения, метапредметные, личностные результаты, системно-деятельностный подход   


Особенностью стандартов нового поколения является изменение целевых ориентиров, предполагающее переход от ориентации на достижение учащимися предметных результатов к достижению предметных, метапредметных и личностных результатов образования. Достижение нового результата образования предполагается на основе системно-деятельностного подхода, предполагающего учет следующих позиций. 1. Личностные и метапредметные приращения в ресурсах обучающихся возможны только при условии рассмотрения учащегося как субъекта собственной деятельности. Субъектность проявляет себя в способности человека превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. И это позволяет ему быть действительным субъектом, автором собственной жизни. 2. Урок как социальная процессная система включает в себя три компонента: 1) «вход» - это учащиеся с определенным уровнем подготовки, сам учитель, план занятия, включающий его цель, педагогические средства; 2) «процесс» - это процесс обучения, то есть реализация целей урока; 3) «выход» - реализованные цели. Таким образом, урок в рамках системно-деятельностного подхода рассматривается как система, которая создается учителем в целях организации самостоятельной деятельности учащихся, обеспечивающей им достижение личностнозначимых результатов обучения как приращений в предметных, метапредметных и личностных ресурсах. Под приращениями в данном случае понимается разница между тем уровнем развития этих ресурсов, которым учащиеся обладают на «входе» и тем, которые требуются для последующей деятельности. Иными словами, каждый урок занимает в учебном процессе какое-то определенное место, а учитель, планирующий урок, должен рассматривать его не изолированно, а в целостном процессе. Практико-ориентированную модель реализации указанных особенностей системно-деятельностного подхода к планированию учебных занятий мы увидели в компетентностно-контекстной модели организации образовательного процесса. Постараемся раскрыть особенности проектирования учебных занятий в рамках данной модели. Традиционное планирование по данной теме представляло собой заучивание представленного учителем нового материала из урока в урок на протяжении всей изучаемой темы, оно было ориентировано преимущественно на культурное понимание. Обучающийся оперировал знаниями, которые выражаются для всех одинаково и не имеют субъективной окраски. В компетентностно-контекстной модели обучения единицей образовательного процесса является не урок, а учебная тема. Поэтому в работе учителя в принципе отсутствует такое понятие как поурочное планирование. Здесь мы можем говорить о планировании или проектировании деятельности учителя и учащегося в рамках определенной темы по предмету. Проектирование учебного процесса в компетентностно-контекстной модели начинается с формулировки результата обучения в деятельностной форме. Учителю необходимо ответить на вопрос: «Что должен будет уметь делать учащийся с помощью нового знания?» и сформулировать результат в терминах, характеризующих познавательные универсальные учебные действия: уметь, характеризовать, применять,  анализировать, сравнивать и т.д. что-либо. Учителю необходимо отталкиваться от особенностей построения темы в данной модели, а именно строить сценарий изучения темы, в котором выделяется четыре этапа (в скобках в % указано примерное распределение времени на каждый этап от общего количества времени, отведенного на изучение темы): 1. осознание структуры изучаемого материала (20%); 2. осознание генезиса способов деятельности (10%); 3. самореализация (40%); 4. рефлексия (30%). Необходимо заметить, что выше заявленные этапы не совпадают с уроками. Этап изучения темы может укладываться и не в целое число уроков - если выполнены задачи одного этапа, учитель переходит к другому. Урок как единица учебного процесса исчезает, есть просто время, в течение которого рассматриваются те или иные вопросы. Так как в содержании темы включено достаточно небольшое количество лексических единиц и малый объем грамматики, то для этапа «структура» достаточно одного учебного часа, который так же обозначается формально. Уже на данном этапе включается генезис и происходит отработка ключевых задач с постепенным переходом на самореализацию, которая занимает большую часть изучения темы. С учетом преподаваемого предмета (иностранный язык) - это будет тренинг всех видов речевой деятельности, которые и являются объектами контроля при изучении темы. Не исключается и промежуточный контроль (словарные и грамматические диктанты). Отдельно выделяются универсальные (учебные) познавательные действия. Универсальные учебные действия (УУД) - это то, что учащийся должен выполнять, чтобы достигнуть планируемого результата по теме. УУД, сформированные в рамках изучения одной темы, будут использоваться учащимися и при работе над другой темой, тем самым подтверждая свое название «универсальные». Такое тематическое планирование делает работу учителя по теме более понятной и определенной, поскольку он четко видит цель обучения, представленную в виде конкретных результатов и тех умений, которые необходимо формировать у учащихся. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (20) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Дмитриева Т.В. ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА // Вестник науки №11 (20) том 2. С. 40 - 43. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2209 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2209



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.