'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (20) том 2
  4. Научная статья № 22

Просмотры  95 просмотров

Рой А.В.

  


СУБСИДИАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КОНТРОЛИРУЮЩИХ ЛИЦ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ *

  


Аннотация:
статья посвящена субсидиарной ответственности контролирующих лиц должника и правовому регулированию   

Ключевые слова:
контролирующие лица, субсидиарная ответственность, банкротство, правовое регулирование   


У любой компании может наступить момент, когда она не сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами. При банкротстве наиболее опасным для личного благополучия собственников и руководителей предприятий является риск привлечения к субсидиарной ответственности, предусмотренный Федеральным законом от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту ФЗ «О банкротстве») [1]. Этот закон продолжает развиваться, предоставляя конкурентоспособным кредиторам и уполномоченному органу больше инструментов для взыскания долгов. Федеральным законом от 29.07.2017 N 266-ФЗ в ФЗ «О банкротстве» введена глава III.2 «Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве», существенно расширившая основания и порядок привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности [2]. Основные разъяснения по порядку применения правил Закона содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 №53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве» [3] и в Письме ФНС России от 16.08.2017 №СА-4- 18/16148@ «О применении налоговыми органами положений главы III.2 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ» [4]. Субсидиарная ответственность может быть наложена на лиц, контролирующих должника. В контексте российского законодательства о несостоятельности «контролирующее лицо» означает любое лицо, которое в течение трехлетнего периода, предшествовавшего принятию ходатайства о признании должника банкротом, имело возможность влиять на решения, принимаемые компания так или иначе. А именно, он имел право давать указания, обязательные для должника, или имел возможность в силу наличия родственных или имущественных отношений с должником в силу своей официальной позиции или иным образом определять действия должника, в том числе путем принуждения управляющий или члены органов управления должника или иное решающее влияние на руководителя или членов органов управления должника. Понятие «контролирующее лицо», установленное ФЗ «О банкротстве», достаточно широкое, и его определение, имея достаточную доказательную базу, может охватывать широкий круг лиц - участников, акционеров, генерального директора, его заместителей, членов. совета директоров, главного бухгалтера, бенефициарного собственника, а также других лиц. Ходатайство о привлечении этих лиц к субсидиарной ответственности может быть подано конкурсным управляющим, конкурсным кредитором, представителем работников должника, работником и бывшим работником должника или уполномоченным органом. С заявлением о привлечении контролирующих лиц к ответственности можно обратиться на любой стадии дела о банкротстве (ст. 61.14 ФЗ «О банкротстве»). С заявлением можно обратиться вне дела о банкротстве, даже если суд прекратил производство по нему в виду отсутствия ресурсов для несения расходов на соответствующие процедуры.  Субсидиарная ответственность сама является гражданско-правовым институтом, поэтому при ее применении учитываются общие положения глав 25 и 59 Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств и об обязательствах в результате причинения вреда частично, что не противоречит специальным положениям ФЗ «О банкротстве». Специальные нормы ФЗ «О банкротстве» закреплены в ст. ст. 61.11 (субсидиарная ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов), 61.12 (субсидиарная ответственность за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника), 61.13 (Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве)). Положения статьи 9 Федерального закона «О банкротстве» предусматривают обязанность управляющего юридическим лицом обращаться за банкротством в случаях затруднения финансовой деятельности, таких как невозможность исполнения должником денежных обязательств или должник соответствует критериям несостоятельности и (или) критериям недостаточности имущества. Что касается привлечения к субсидиарной ответственности за непредставление ходатайства о признании его компании несостоятельным, существует презумпция причинно-следственной связи между бездействием контролирующего лица в форме отказа в подаче ходатайства о признании его компании банкротом и причинением вреда кредиторам [5]. Бремя доказывания отсутствия причинной связи между невозможностью удовлетворения требований кредитора и нарушением обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд лежит на привлекаемом к ответственности лице (лицах). Основополагающим вопросом при рассмотрении ходатайства о субсидиарной ответственности в случае непредставления заявления о банкротстве будет определение времени, когда управляющий должником должен был узнать о признаках несостоятельности компании или других основаниях для подачи заявления о банкротстве. Суд в этом случае будет исходить из принципа добросовестности, а именно, когда в аналогичной ситуации в рамках обычной деловой деятельности компании разумный и добросовестный управляющий должен был узнать о признаках  несостоятельности и недостаточности имущества и подал соответствующее ходатайство в суд. Владельцы и управляющие бизнесом часто используют различные инструменты, чтобы минимизировать риски в ожидании банкротства. Ликвидные активы в виде недвижимости, товаров и материалов, права требования переданы другим контролируемым юридическим лицам; важные документы изымаются из файлов компании; бухгалтерия искажена. Долгое время среди владельцев бизнеса были популярны различные схемы ухода проблемных юридических лиц с долговыми обязательствами: компании меняют свой юридический адрес на более удаленный, генеральным директором назначается лицо, неизвестное никому. И сами заинтересованные лица просто пытаются забыть об этих компаниях и максимально дистанцироваться от них. Существует обширная судебная практика, которая позволяет говорить, как устанавливаются факты, предполагающие вину контролирующих лиц при подаче ходатайства о субсидиарной ответственности. Обязательным условием является наличие причинно-следственной связи между использованием его прав и (или) возможностей в отношении контролируемого экономического субъекта и совокупности юридически значимых действий, совершаемых контролируемым субъектом, результатом которых является его несостоятельность (банкротство). Ответственность, предусмотренная ФЗ «О банкротстве», предполагает также привлечение контролирующих лиц к субсидиарной ответственности за нарушение законодательства РФ о несостоятельности, что подразумевает по собой нарушения контролирующими должника лицами положений ФЗ «О банкротстве». В случае выявления по заявлению заинтересованных лиц суд обязывает указанных лиц возместить убытки, причиненные в результате такого нарушения. Самый широкий блок оснований по привлечению к субсидиарной ответственности относится к невозможности полного погашения требований кредитора.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (20) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Рой А.В. СУБСИДИАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КОНТРОЛИРУЮЩИХ ЛИЦ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ // Вестник науки №11 (20) том 2. С. 104 - 111. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2223 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2223



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.