'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (20) том 2
  4. Научная статья № 23

Просмотры  92 просмотров

Рой А.В.

  


ТРАНСГРАНИЧНАЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ *

  


Аннотация:
статья посвящена анализу правового регулирования трансграничной несостоятельности и основным проблемам правоприменительной практики   

Ключевые слова:
трансграничная несостоятельность, правовое регулирование, проблемы правоприменительной практики   


Отмечая существенный уровень развития международных бизнес-процессов, значительное увеличение количества транснациональных компаний и общемировые тенденции процессов глобализации, следует акцентировать внимание на фундаментальной значимости финансовой состоятельности организаций, ведущих свою деятельность на территории нескольких государств или имеющих иностранных кредиторов, инвесторов, контрагентов. Осуществление предпринимательской деятельности на международном уровне подразумевает под собой значительное количество ситуаций, сопряжённых с риском: нестабильность мировой экономики, международные конфликты, имеющие непосредственное значение для предпринимательского сектора, отсутствие консолидированных подходов к регулированию трансграничной предпринимательской деятельности на уровне национальных юрисдикций. Унифицированное понятие трансграничной несостоятельности отсутствует. Однако, очевидно, что осмысление сущности этих отношений предполагает рассмотрение того, что следует понимать под несостоятельностью, и в каких случаях она приобретает характер трансграничной. Прежде всего, трансграничная несостоятельность определяется как трансграничное производство по делу о банкротстве. Другой подход, отражённый в положениях зарубежной доктрины, заключается в определении трансграничной несостоятельности как несостоятельности исключительно транснациональных компаний. Однако понимание явления трансграничной несостоятельности не должно ограничиваться по субъектному составу исключительно транснациональными компаниями, поскольку субъектами трансграничного банкротства могут быть и физические лица. Следующий подход заключается в определении трансграничной несостоятельности как процедуры несостоятельности, осложнённой иностранным элементом. Не вызывает сомнения тот факт, что наличие иностранного элемента является ключевым и предопределяющим фактором, формирующим понятие трансграничной несостоятельности. Однако, при анализе обозначенного подхода возникает необходимость в понимании определения «иностранного элемента». Таким образом, анализируемый подход предопределяет толкование понятия трансграничной несостоятельности через обязательное наличие иностранного элемента, что, на мой взгляд, соответствует действительности. Проведем анализ российского законодательства, регулирующего процедуры трансграничной несостоятельности. Бесспорным является факт отсутствия системного регулирования института трансграничной несостоятельности в Российской Федерации. Попытки российской законодательной власти регламентировать институт несостоятельности в 1992 и 1998 годах не увенчались успехом. В силу исторического развития Российской Федерации институт несостоятельности (банкротства) в современном виде был интегрирован в российское законодательство лишь в 2002 году в связи с принятием Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [3] (Далее по тексту – ФЗ «О банкротстве»).  Прежде всего, надлежит обратить внимание на пункты 5, 6 статьи 1 ФЗ «О банкротстве». Пункт 5 предусматривает применение положений Федерального закона к отношениям с участием иностранных лиц в качестве кредиторов, если иное не предусмотрено международным договором. Следовательно, иностранные кредиторы в делах о банкротстве пользуются и несут аналогичные права и обязанности, что и российские кредиторы. Приведённому положению Федерального закона корреспондирует пункт 1 статьи 254 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации [2] (Далее по тексту – АПК РФ), в соответствии с которым «иностранные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с российскими организациями и гражданами». В свою очередь, пункт 6 упомянутой статьи предусматривает признание решений иностранных судов по делам о несостоятельности в соответствии с международными договорами Российской Федерации. При отсутствии международных договоров российским законодательством предусматривается принцип взаимности признания решений иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве). Наряду с двумя вышеупомянутыми пунктами большой интерес представляет пункт 3 статьи 29 ФЗ «О банкротстве», согласно которому орган по контролю (надзору) оказывает поддержку саморегулируемым организациям арбитражных управляющих и арбитражным управляющим в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве и связанных с вопросами трансграничной несостоятельности (несостоятельности (банкротства), осложнённой иностранным элементом). Фактически в статье законодатель предпринимает попытку дать пояснение, что следует понимать под трансграничной несостоятельностью. Обозначенные положения ФЗ «О банкротстве» являются единственными упоминаниями института трансграничной несостоятельности в российском законодательстве, что безусловно свидетельствует о недостаточной степени разработанности данного правового института в РФ. Представляется логичным отметить, что в Российской Федерации поднимался вопрос о принятии специального закона о трансграничной несостоятельности, проект которого был разработан Министерством экономического развития РФ в марте 2011 года [5].

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (20) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Рой А.В. ТРАНСГРАНИЧНАЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ // Вестник науки №11 (20) том 2. С. 112 - 120. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2224 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2224



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.