'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (20) том 3
  4. Научная статья № 1

Просмотры  104 просмотров

Абдурахимов К.О.

  


ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ НЕФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА *

  


Аннотация:
Цель статьи показать назревшую необходимость формирования у студентов вузов, чьи специальности не связаны со спортом, стойкой мотивации занятиями физкультурой и навыков здорового образа жизни   

Ключевые слова:
физическая культура, культура здоровья, вита-свойство, здоровьесбережениe   


Физическая культура – это не просто прикладной аспект образования, помогающий добиться высокого качества здоровья человека и приобрести компетенции в профессиональном спорте, но и наука о способах и технологиях достижения гармонии личностного развития, обеспечивающих успешную подготовку к работе по выбранной специальности. Управление системой физического воспитания студентов в нефизкультурных вузах – сложный процесс, требующий глубокого осмысления его тактики и стратегии, а также тщательного выбора методов повышения качественных показателей здоровья и формирования у студентов мотивации здорового образа жизни. Существуют разные модели организации учебных занятий физической культурой. Две основные из них: проведение физкультурных занятий для практически здоровых студентов основной и подготовительной групп и организация занятий для студентов специальной медицинской группы. Первым шагом для такого разделения является анализ основных показателей количества и качества здоровья учащихся, мироощущения юношей и девушек. Вместе с тем есть объективные трудности в доведении до сознания учащихся этой ценности. С начала ХХ века занятия физической культурой перестают быть органически связаны с повседневным трудом и бытом большинства граждан нашей страны и переходят в разряд хобби. Только тогда занятия физкультурой и спортом утратят для населения статус индивидуального хобби и станут важным фактором повышения безопасности их жизни, конкурентным преимуществом в карьере, важным каналом удовлетворения социальных потребностей при общении с другими (например, во время спортивных игр), дополнительной возможностью укрепления семейных отношений, еще одним способом самовыражения личности [3]. О том, что современная система массовой физической культуры требует концептуального реформирования, красноречиво свидетельствуют многочисленные публикации. По данным научной литературы, мотивация занятий физкультурой особенно слаба среди студентов, не обладающих крепким здоровьем или явно находящимися за пределами его среднестатистической нормы [5]. Численность такой группы молодежи в Узбекистане, согласно статистическим исследованиям, составляет 30% и хотя пока не превосходит критическую величину, но вызывает тревогу. И. И. Брехман называл долговременное (хроническое) некомфортное состояние человека особым третьим состоянием, промежуточным между здоровьем (нормой) и болезнью [1]. Уже неоднократно высказывалась мысль о том, что среди основных факторов, влияющих на индивидуальное здоровье человека, главный – образ его жизни. Именно он позволяет сохранять высокий уровень здоровья более чем на 50%. Здоровье – это родовое интегральное вита-свойство человека, являющееся основой жизни [4]. Но в молодежной среде оно до сих пор остается абстрактным понятием, не требующим особых индивидуальных усилий для его поддержания и развития. Несистематическая забота о своем здоровье приводит к низкой эффективности действий по его укреплению. И хотя 89% опрошенных проявили положительное отношение к идее заниматься физической культурой, однако лишь половина из них (49%) выразили готовность посещать такие занятия, причем с условием, что они не будут обязаны демонстрировать свои знания по предмету в виде зачета. У 66% основным мотивом занятий являются укрепление здоровья, и у 51% – улучшение внешних данных. Низка оказалась доля мотивов «самосовершенствования» (11%) и «подготовки к профессиональной деятельности» (7%). В целом можно сделать вывод о неадекватном отношении студентов к собственному здоровью, которое выражается в недостаточной заботе о нем и несформированной потребности его развития и сохранения. На основе анкетирования мы выделили несколько причин такого положения дел: • 34% опрошенных считают, что вполне освоили все необходимые виды физических упражнений, которых достаточно, чтобы совершенствовать здоровье другими способами, не посещая регулярно занятий, проводимых на базе кафедры физкультуры; • 57% респондентов отметили, что их навыки недостаточны для управления качеством здоровья, поэтому они хотят посещать занятия; • 5% практически ничего не знают о том, как необходимо бороться за повышение качества и количества здоровья; • 47% выказали свою некомпетентность в вопросах, какими должны быть «особенности их образа жизни при наличии заболевания»; • 34% не имеют представления, как «правильно организовать самостоятельные занятия физическими упражнениями»; • 28% не знают, как «составить комплекс упражнений при своем заболевании». Как следует из данных социологического опроса, чуть меньше половины (45%) студентов получили навыки заботы о здоровье в семье, 27% – в вузе, 12% – в школе и почти пятую часть (19%) никто, никогда не учил способам и приемам здоровьесбережения. Таким образом, главная причина недостатка умений и навыков у студентов в организации здорового образа жизни, поддержании в порядке своего самочувствия – низкая валеологическая грамотность родителей, школьных педагогов, воспитателей и преподавателей вузов.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (20) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Абдурахимов К.О. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ НЕФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА // Вестник науки №11 (20) том 3. С. 7 - 10. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2234 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2234



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.