'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (20) том 3
  4. Научная статья № 11

Просмотры  103 просмотров

Маматкулов Б.Х.

  


НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ *

  


Аннотация:
Статья посвящена современным проблемам методики преподавания предмета физика. Представленные примеры из истории развития методики обучения физике. Определена роль физики в учебном процессе школы, вуза и других образовательных учреждений. Описываются современные тенденции методик преподавания. Приведены закономерности развития методики обучения физике. Приведены сопоставления изучения теоретического материала и проведение лабораторных работ. Обозначены закономерности развития методики обучения физике   

Ключевые слова:
закономерность, физико-математические дисциплины, стандарт образования, лабораторные работы   


Обучения физике находится под влиянием различных сторон общественной жизни при решающей роли государства. Однако особенности этого процесса во многом определяются развитием физики, методами её познания, потребностями производства и новых технологий. Наша современная картина мира является следствием прогресса развития физической науки. Достижения в области физики служат фундаментом создания и развития практически всех технических дисциплин. По мнению многих учёных, в настоящее время невозможно сказать, где кончается физика и начинается техника, где кончается математика и начинается физика. В связи с этим должна возрастать роль физики в учебном процессе школы, вуза и других образовательных учреждений. Эта задача должна решаться на базе объективных закономерностей методики обучения физике. В исследованиях, посвящённых методике обучения физике, процесс развития рассматривается как процесс самодвижения [1]. Безусловно, данный объект исследования является лишь допустимой абстракцией. Проблемы учебной деятельности, стали центральными в период современной реформы образования в Узбекистана. Причём их решения происходят в условиях борьбы педагогических идей, сторонников усиления внимания к гуманитарным дисциплинам и сторонников сохранения уровня образования физико-математических дисциплин в прежних рамках объёма учебной нагрузки. В результате дискуссий была принята новая парадигма образования, которая закреплена в новых стандартах, и охватывает все уровни образования: общее образование – профессиональное высшее образование – систему непрерывного образования, включая систему повышения квалификации. Особенности перехода от старой парадигмы образования к новой парадигме состоят в следующем: от общего и высшего образования (на всю жизнь) к пониманию необходимости непрерывного образования; от послушного исполнения к инициативности; от знаний к исследованию и конструированию. Согласно стандарту образования, существенно изменилась структура физического образования в средней школе. Учебный предмет «физика» первой ступени обучения стал самостоятельным общеобразовательным курсом. Его разделы представлены предметными областями научного знания о природе: механические явления, тепловые, электромагнитные, квантовые. Роль пропедевтического этапа обучения физике стали выполнять физические составляющие интегрированных курсов начальной школы, шестых и седьмых классов. Старшая средняя школа становится профильной, ориентированной на выбор учащимися области профессиональной деятельности. Современная система образования по физике характеризуется коренными изменениями в организации, содержании, средствах и методах обучения. Однако и в этих изменениях существует преемственность. Так, старшая средняя школа переходит на профильное обучение. Наиболее распространены в средней школе общеобразовательный и физико-математический профили. Хотя школа перешла на новое содержание профильного образования по физике, но структура его содержания  осталась прежней, соответствующей основным фундаментальным теориям: классической механике, молекулярной физике, электродинамике, квантовой физике. Методики изучения основных понятий, законов, теорий претерпели значительные изменения за счёт введения вариативных современных моделей, методологических принципов, элементов современных теорий (специальной теории относительности, квантовой физики и астрофизики). Так, включение в курс физики вопросов релятивисткой механики изменяет трактовку ряда основных понятий классической физики; тем не менее разработанная ранее методика изучения этих понятий и законов не утратила своего знания. В условиях новой информационной среды она воспринимается по-новому. Это означает, что при изучении теоретического материала на уроке, проведении фронтальных и лабораторных работ учащиеся должны осознавать поставленную цель или задачу, выделять объект исследования и его характеристики, выдвигать гипотезу исследования, выполнять определённые учебные действия с величинами, проводить измерения, делать выводы и получать результаты на их основе, выполнять проверочные задания. Так, в современных учебниках по физике после параграфа можно найти специальные задания для желающих учащихся под рубрикой: экспериментальное исследование; измерение физических величин; теоретическое исследование; из истории развития физики. Такие задания помогают развивать интерес к предмету, служат средством формирования творческих способностей учащихся [2]. Ранее методики проведения лабораторных работ были нацелены на воспроизведение предложенных по инструкции операций определённой экспериментальной деятельности. В современной методической системе обучения физике предусмотрены операции самостоятельного исследования на всех трёх этапах проведения фронтальных и домашних лабораторных работ.[3]. Так, на подготовительном этапе учащиеся знакомятся с объектом исследования, его характеристиками и выполняют проверочные задания по этому материалу. Итогом подготовительной работы является выдвижение гипотезы. Основная часть работы посвящается уточнению цели, сборке экспериментальной установки, измерению физических величин, заполнению таблиц. Завершающий этап – это формулировка выводов, в частности указания того, что подтвердилась или не подтвердилась гипотеза исследования, получение следствий из выводов или выполнение дополнительных экспериментальных заданий.[4]. Таким образом, прежние методы экспериментального и теоретического изучения физических величин и законов видоизменяются и модифицируются. Таким образом, можно выделить следующие закономерности развития методики обучения физике: — процесс развития методической науки является спиралеобразным, характеризующимся чередованием эволюционных и революционных периодов изменений некоторых педагогических принципов, концепций и теорий; каждый виток спирали – своеобразный, новый этап её развития; — между этапами непрерывного поступательного развития методики обучения физике существует преемственность – наличие генетической связи понятий, законов, концепций, теорий в процессе каждого этапа её развития; при этом новое содержание образования соответствует состоянию базовой науки – физики – и включает элементы научного знания предшествующих этапов, идеи которых модернизируются и видоизменяются.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (20) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Маматкулов Б.Х. НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ // Вестник науки №11 (20) том 3. С. 54 - 57. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2244 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2244



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.