'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (20) том 3
  4. Научная статья № 12

Просмотры  116 просмотров

Рахимов Ш.Н.

  


ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ УЗБЕКСКОГО НАРОДНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА *

  


Аннотация:
в статье рассматривается история узбекского народного музыкального исполнительства   

Ключевые слова:
музыка, народное творчество, музыка Узбекистана   


Сравнивая письменные источники XVII и XVII веков, можно сделать вывод, что культура исполнительства на народных инструментах в Центральной Азии сформировалась в это время. Уже в те времена существовали оригинальные ансамбли из утонченных инструментов, таких как чанг, уд, гиджак, канун, флейты, танбура и зрелых певцов и музыкантов. Было развито также и сольные исполнения. Музыкальная деятельность городских ремесленников значительно расширилась. Многие исполнители, как и ремесленники из числа мастеров, внесли свой вклад в исполнение и совершенствование музыкальных композиций. Их часто приглашали на церемонии во Дворце. В своих «Воспоминаниях» Васифи приводит имена мастеров, ставших участниками встреч из-за того, что преуспели в исполнении музыки на уд, флейте, гиджак, танбуре, кануне и кабизах. Поэзия и музыка были отличительными чертами собраний и встреч. В них особо ценились исполнители, которые быстро отвечали на любые вопросы, пели и играли на любых инструментах. Для молодых исполнителей это был особый конкурс. По этой причине они стремились освоить один или несколько музыкальных инструментов. Особенно приводится имя легендарного паломника Хаджи Абдулло Марварида, который придумал направление «Трель» - метод игры на инструменте канун. Песни и музыка, которые он сочинил, были популярны среди народа. В то время было принято к именам популярных исполнителей музыки или именам их отцов добавлять окончание «ий». То же самое относится и к музыкальным инструментам, которые Васифи цитировал в своей работе. Среди них такие опытные музыканты, как Хасан Най, Кил Мухаммад Удди, Ахмад Гиджаки и Али Кучак Танбури. Таким образом, в изобразительном искусстве и литературном наследии XIV и XVII веков имеются убедительные доказательства в пользу стабильности музыкальных инструментов, относящихся к далекому прошлому. Наконец, книжная миниатюра показывает, что эпоха Тимуридов и следующие два столетия состоят из двух типов ансамбля народных инструментов: 1) струнный ансамбль в сопровождении дойры и флейты; 2) ансамбль духовых и ударных инструментов (карнай, сурнай, дойра и нагара). Второй тип ансамбля часто использовался в военных целях. Это видно из следующих письменных источников: «Звучали грохочущие карнаи и домбры и всадники три раза повторили военный клич» Наряду с простыми народными песнями и произведениями музыкальные формы широко используются в виде масштабных профессиональных форм творчества. Бабур отмечает, что многие исполнители эпохи Навои создавали музыкальные композиции, которые выглядели как сложная часть макомов. Музыкальные брошюры ученых Центральной Азии, художественная литература и произведения искусства позволяют в какой-то мере восстановить некоторые из разорванных колец в длинной цепи исторического развития узбекских народных инструментов. Мастера музыки дарили душу куску дерева, трости или кости, что давало им вечность. С тех пор прошли сотни лет, и музыкальные инструменты заняли свое место в сольной или ансамблевой жизни и сохранились до наших дней. В 17-19 веках не было создано ни одного крупного произведения, в котором подробно описывались бы музыкальные инструменты. Это связано с усилением феодальной дисперсии. Великое государство делится на отдельные ханства. Среди них Бухарское, Хивинское и Кокандское ханства. Это не могло не отразиться на развитии музыки. Узбекская музыкальная культура начала приобретать местнический характер.  Были созданы своеобразные музыкальные инструменты. Стили музыки были усовершенствованы в каждом ханстве в своем особом направлении. Исполнители Mаком вносили изменения по мере необходимости. Тем не менее, они сохранили общую характеристику музыки. Каждый исполнитель проявил творческий подход к роли создателя и включил в музыку уникальные функции. Традиция поддерживать мелодии в устной форме является одной из основных особенностей Макома, без которого трудно представить себе его выживание и развитие, в каждом ханстве было принято создавать новые жанры народной музыки в определенном направлении. Праздничные песни, народное творчество (канатоходство, кукольный театр), новые виды танцевальной музыки. Эти песни отличались радостью и весельем и привлекали массу людей. В конце XVIII и начале XIX веков в узбекской музыкальной культуре стали развиваться многие новые виды народной и профессиональной музыки: песни, так называемые «катта ашула»(песни,без сопровождения музыкальных инструментов), Шодияна, Навруз, Мивригий, Шашмаком, Чормаком (в состав которых входили Дуго Хуссейни, Чоргох, Баёт, Гулиёри-Шахноз). На местах были созданы различные музыкальные ансамбли в зависимости от существующих музыкальных инструментов и исполнителей. Во многих случаях ансамбли народных инструментов включали в себя музыкальные инструменты, такие как гиджак, танбур, дутар, чанг, флейта, двойную флейту и дойру. Шашмаком, музыкальное произведение из шести частей, был особенно популярен. Он родился у народов Центральной Азии в результате длительного развития профессиональной музыки в форме сюит. И.Ш.Раджабов пишет: «Шашмаком состоит из шести различных систем, каждая из которых подразделяется на следующие макомы (разделы) музыка и слова песни: « Рост »,« Бузрук »,« Наво », «Дугох», «Сегох», «Ирак». Каждый маком включает от 20 до 40 больших и маленьких кусочков. Всего в сборнике около 250 мушкулатов и прозаических частей. Выполнение одного макама может занять несколько часов. Макамы исполнялись в основном в определенное время у чиновников дворца или при определенных условиях.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (20) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Рахимов Ш.Н. ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ УЗБЕКСКОГО НАРОДНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА // Вестник науки №11 (20) том 3. С. 58 - 61. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2245 (дата обращения: 24.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2245



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.