'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (20) том 3
  4. Научная статья № 13

Просмотры  169 просмотров

Тыхеева А.В.

  


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются различные подходы исследователей к определению понятия безопасность как психолого-педагогической категории; раскрываются педагогические условия формирования культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников: взаимодействие участников педагогического процесса; предметная развивающая среда; педагогическая технология   

Ключевые слова:
педагогические условия, безопасность, культура безопасности   


«Всегда нужно помнить, что жизнь, здоровье и безопасность дошкольника полностью зависят от окружающих его взрослых». Современные исследователи отмечают низкий уровень адаптированности дошкольников к нормальным социальным условиям, высокий уровень тревожности, отсутствие эмоционального благополучия. В силу возрастных особенностей дошкольники не способны обеспечить собственную безопасность. Но дошкольный период является сензетивным для приобщения детей к культуре безопасности (О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина). Поэтому на протяжении всего дошкольного детства сохраняются две важнейшие задачи, решаемые в рамках семьи и дошкольной образовательной организации: обеспечение безопасности жизнедеятельности детей и выбор оптимальных методов и содержания работы по формированию культуры безопасности. Вопросы формирования основ безопасности поведения у детей старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н. Н. Авдеевой, Л. П. Анастасовой, К. Ю. Белой, Г. К. Зайцева, В. Н. Зимониной, О. Л. Князевой, Л. А. Кондрыкинской, И. Ю. Матасовой, Р. Б. Стеркиной, Л. Г. Татарниковой, Л. Ф. Тихомировой, Т. Г. Хромцовой и др. Основы безопасности жизнедеятельности – область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них. Безопасность – это такие условия, в которых находится человек, когда действие внешних и внутренних факторов не влечет действий, считающихся отрицательными по отношению к данному объекту [2]. Потребность в безопасности – одна из базовых потребностей человека. А. Маслоу в ходе многолетних исследований пришел к выводу о том, что потребность ребенка в безопасности является основной и доминирующей потребностью ребенка, ее депривация может затормозить или деформировать его дальнейшее развитие. Он считает, что после удовлетворения физиологических потребностей, их место в мотивационной жизни индивидуума занимают потребности другого уровня, которые в самом общем виде можно объединить в категорию безопасности (потребность в безопасности; в стабильности; в зависимости; в защите; в свободе от страха, тревоги и хаоса, потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях, другие потребности) [1]. Культура безопасности – это сложное интегральное качество личности, включающее в себя знания, умения и навыки по правилам безопасного поведения, позволяющие распознать, предвидеть опасные ситуации, видеть пути их устранения, ответственность за свою жизнь и жизнь других людей [3]. Тимофеева Л. Л. считает, что основная цель в работе с дошкольниками это формирование у них основ культуры безопасности, определяющих возможность полноценного развития различных форм личностной активности детей; их самостоятельности, творчества во всех видах детской деятельности, способности самостоятельно и безопасно действовать в повседневной жизни (в быту, на природе,  улице и т. д.), неординарных и опасных ситуациях, находить ответы на актуальные вопросы собственной безопасности. Только организовав оптимальные педагогические условия, возможно, обеспечить высокую эффективность формирования культуры безопасности [5]. Фактор безопасности складывается из нескольких составляющих:  оберегать жизнь и здоровье (биологическая безопасность);  сохранять целостность недвижимого имущества (материальная безопасность);  сохранять нравственное, морально-психологическое благополучие и формировать уверенность и защищенность человека (социальная психологическая безопасность). Говоря о безопасности ребенка дошкольного возраста, необходимо учитывать следующее его особенности:  стремление ребенка к самостоятельности («я сам») и неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;  недостаточный опыт (или его отсутствие) поведения в сложных ситуациях, неумение использовать правила безопасности и др. Весь процесс воспитания и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста происходит под руководством взрослого. Ребенок может познать окружающий его общественный мир не иначе, как с помощью взрослого. Взрослый – посредник между ребенком и обществом. Это посредничество носит сложный характер. Прежде всего, взрослый – организатор процесса приобщения ребенка к миру людей. Он учит его понимать окружающую действительность, определенным образом к ней относиться, наконец, учит способам учится в ней. Взрослый в доступной форме знакомит ребенка с моральными нормами, принципами. Идет процесс «активного проникновения ребенка в жизнь взрослых людей, их взаимоотношений, в смысл их детальности и поступков» (А. В. Запорожец) [5].

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (20) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Тыхеева А.В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки №11 (20) том 3. С. 62 - 67. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2246 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2246



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.