'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (20) том 3
  4. Научная статья № 14

Просмотры  260 просмотров

Ширко Н.А.

  


ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОНР *

  


Аннотация:
в статье освещаются некоторые аспекты по психолого-педагогической коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими Общее недоразвитие речи (ОНР). Приводятся группы детей четырёх уровней речевого нарушения. В методике коррекционнологопедической работы также представлены цели и задачи, определённые в соответствии уровням речевого недоразвития детей. Рассматривается сущность особенностей коррекционного маршрута для детей-дошкольников с ОНР. В статье приводится методический обзор различных ведущих на сегодняшний день авторов в этой области знаний. Подчёркивается прямая взаимосвязь педагогического маршрута работы с ребёнком с ОНР с его анамнестическими, симптоматическими показателями обследования. Специфика коррекционно-логопедической работы с детьми с ОНР характеризуется также индивидуальными особенностями психического развития и поведения детей с ОНР. Раскрываются различные методики по преодолению ОНР и формирование нормативной речи. Даются рекомендации по эмоционально-благополучной речевой среде, необходимой для развития речи ребёнка   

Ключевые слова:
общее недоразвитие речи (ОНР), дети дошкольного возраста, особенности коррекционной помощи, симптоматическая картина   


У детей, имеющих общее недоразвитие речи, происходит нарушение познавательных процессов, психического развития и формирования личности в целом. Это обусловлено затруднением общения с окружающими и отсутствием коммуникативных навыков. Трудности речевого развития детей являются препятствием для полноценного общения, что снижает заинтересованность в контакте и рождает негативизм. Также влияют на межличностные отношения сверстников. При дефиците общения ребёнка с окружающими замедляется темп его развития речи и ряда других психических процессов (Е.О. Смирнова, 1981; А.В. Рузская, 1974 и др.). Нарушение развития речи отрицательно влияет на развитие личности ребёнка, задерживает формирование познавательных процессов ребёнка. Р.Е. Левина, 1968; О.Е. Грибова, 1995; Т.Б. Филичева, 1995 и другие свидетельствуют о возникновения затруднений в коммуникативном развитии ребёнка на фоне различных сочетаний речевых и неречевых нарушений, поэтому, дошкольники с ОНР с трудом вступают в контакт с окружающими. [1] Патология речи создаёт препятствия для формирования умственных способностей и развития нормальной функции речевого интеллекта. Однако важнейшим условием является своевременное оказание таким детям логопедической помощи, при выполнении которого их речевые трудности преодолеваются и развитие интеллекта приближается к возрастной норме. Диагностика и своевременная логопедическая и медико-педагогическая помощь занимает важную роль в предупреждении общего недоразвития речи детей. Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением всех компонентов звуковой и смысловой сторон речи. Это сложное расстройство, возникшее при нормальном интеллекте и слухе. Оно характеризуется различными речевыми патологиями, в зависимости от видов нарушения речевой системы. ОНР может рассматриваться на фоне афазии, алалии, ринолалии, а также дизартрии, если об этом свидетельствуют пробелы в фонетико-фонематическом развитии, недостатке словарного запаса и грамматического строя речи. Это нарушение впервые определила Р.Е. Левина как общее недоразвитие речи. Дети с общим недоразвитием речи всегда отличаются нарушением звукопроизношения, фонематического слуха, скудностью словарного запаса и грамматического строя. [1] Общее недоразвитие речи проявляется в трёх уровнях речевого дефекта: 1уровень представляет собой отсутствие речи, такие дети называются «безречевыми». Они пользуются «лепетными» словами, звукоподражаниями, используют только отдельные существительные и глаголы, обрывки фраз бытового характера,  сопровождая их мимикой и жестами. В этом проявляется сходность с умственно отсталыми детьми. Дети при этом используют однословные предложения в определённом периоде времени, который при тяжелых отклонениях в развитии задерживается надолго. Со временем у детей с общим недоразвитием речи наблюдается постепенное расширение предложений в двух и четырёхсловные, но всё еще неправильно грамматически оформленные. Преобладает использование коротких слов, состоящих из двух или трёх слогов. У них отсутствует способность подбирать слова разных по значению, но сходных по звучанию. Предлагаемые задания по звуковому анализу детям первого уровня остаются не понятными. [2] 2 уровень характеризуется начатками общеупотребительной речи, к лепетным словам, мимике и жестам прибавляются постоянные, часто используемые слова, в некоторой степени искажённые в произношении. В речи отмечаются различения единственного и множественного числа, но высказывания остаются бедными по составу предложения. Дети 2уровня недоразвития речи пока ещё не различают число, род и падеж слов, допускают ошибки в словоизменениях, сходные предметы по форме и назначению могут называть одним словом - не понимают смысл обобщающих слов. При обследовании таких детей выявляются ошибки в падежных окончаниях, употреблении форм числа и рода глаголов и в согласовании прилагательных с существительными и числительных с существительными. Не употребляют предлоги, а существительные используют в исходной форме. Такие нарушения в произношении в значительной степени отстают от возрастной нормы. Также типично для них сокращения слогов в слове, перестановка слогов, замена. Дети с недоразвитием речи страдают недостаточностью фонематического слуха. [2] 3 уровень отличается наличием фразовой речи с лексико-грамматическими и фонетико-фонематическими ошибками. Дети этого уровня вступают в общение с окружающими только в присутствии родителей или воспитателей, которые могут внести пояснения. Характерным для них является недифференцированное произнесение звуков шипящих, свистящих, аффрикат и соноров. Происходит замена  одновременно двух или нескольких звуков этой фонетической группы. Такие дети уже употребляют все части речи и простые грамматические формы. Постепенно совершенствуются в произношении – дети уже не испытывают трудности в назывании действий, признаков, предметов знакомых им, они способны составить небольшой рассказ о событиях окружающей жизни. В речевом общении со сверстниками они стараются обходиться без трудных слов и выражений, так как испытывают трудности в самостоятельном составлении предложений в отличии от нормально говорящих сверстников. При уже значительно накопленном словарном запасе выявляются некоторые специфические недочёты – непонимание и неправильное употребление ряда слов. Допускаются лексические ошибки: название целого предмета заменяется его частью; название профессии заменяется его действием; замена видовых понятий родовыми и наоборот; взаимозамена признаков. В свободной речи дети редко используют прилагательные и наречия, обозначающие признаки предметов. Также дети используют ненормативные «придуманные» слова. [2] При грамматическом оформлении речи допускаются следующие ошибки: в согласовании прилагательных с существительными, в числе, роде, падеже; в согласовании числительных с существительными; в использовании предлогов; в употреблении падежных форм множественного числа. У детей с третьим уровнем речевого развития наблюдаются нарушения звукопроизношения: сигматизм, ламбдацизм, ротацизм, дефекты смягчения и озвончения. У них присутствует недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия. У детей могут быть не сформированы слуховая и зрительная память, когнитивные и коммуникативные навыки языковой системы. Это вызывает некоторые трудности в сфере познавательной деятельности детей. Дети с ОНР имеют недостаточную устойчивость концентрации внимания. В будущем это может привести к затруднению и нежеланию обучения в школе и овладению чтением и письмом. Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева своих работах предлагают методику обследования, анализа и оценки речи дошкольников разных уровней развития.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (20) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Ширко Н.А. ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОНР // Вестник науки №11 (20) том 3. С. 68 - 78. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2247 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2247



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.