'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (20) том 3
  4. Научная статья № 16

Просмотры  167 просмотров

Магомедова А.Б.

  


РЕФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ЕКАТЕРИНЕ II: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ *

  


Аннотация:
Эволюция органов государственного управления во второй половине XVIII в. связана с укреплением абсолютизма в России в царствование Екатерины II, которая стремилась утвердить в России новую, более совершенную систему законодательства. Реформы Екатерины II коснулись всех сфер общественной жизни: политической, социальной, экономической и судебной. Важным для определения места преобразований Екатерины в общем процессе реформирования является вопрос об их соотношении с петровскими реформами. В целом направление реформ было несомненно тем же, что и Петра I. Однако модель этого государства под влиянием идей Просвещения несколько трансформировалась, иначе виделись принципы организации власти и управления. Соответственно менялись и цели реформ, их приоритеты   

Ключевые слова:
реформирование, система государственного управления, административная реформа, система губернаторства   


Эволюция органов государственного управления во второй половине XVIII в. связана с укреплением абсолютизма в России в царствование Екатерины II, которая стремилась утвердить в России новую, более совершенную систему законодательства: сформировать краткие и разумные законы, учредить объективный, справедливый суд, привить нравственность путем введения среди народа образования, «даровать русскому народу наибольшее счастье и процветание», — отмечала она на одном из заседаний Императорского Совета1 . Так, реформы Екатерины II коснулись всех сфер общественной жизни: политической, социальной, экономической и судебной. Одним из первых шагов императрицы, направленных на усиление собственной власти, стало реформирование Сената. Данный шаг, оценивается профессором М. Ф. Владимирский-Будановым как способ лишить Сенат своего политического статуса, преобразования его в центральное административно-судебное учреждение, который состоял из шести самостоятельных департаментов2 . Помимо этого, Сенату отводилась роль органа, контролирующего реализацию законов, выполнение и соблюдение законности, в целом. В развитие данной реформы, Екатерина II проводит коренное реформирование административного устройства, путем издания следующих актов: Учреждение о губерниях 1775 г., Жалованною грамота дворянству 1785 г., Грамота на права и выгоды городов 1785 года3 . Согласно которой, на территории Российской империи учреждались губернии, в которых контрольные функции осуществлялись губернаторами. Основная обязанность губернатора - отчитываться перед Сенатом о социально-политическом и экономическом положении, ведали вопросами налоговой политики, отвечали за поддержание общественного порядка в губернии. Оценивая «Учреждения» 1775 г. и реформу управления на местах, мы хотим отметить следующее: главное достоинство екатерининской реформы местного управления, по-нашему мнению, заключается в создании нового административнотерриториального деления государства и общеимперской губернской системы управления. Основные задачи по реализации реформы были достигнуты в течение 10 лет. Большинство губерний было преобразовано к 1785 г., т.е. ко времени издания Жалованной грамоты дворянству и Городового положения. Должность губернатора сделалась центральной должностью губернского правления. Благодаря этому ожили все полномочия губернаторов, предоставлявшиеся им в разное время и остававшиеся мертвой буквой4 . Фактически при Екатерине в должности генерал-губернатора в первый и единственный раз удалось гармонично объединить и функцию представителя государства и его задачи в данной местности, и функцию носителя высших полномочий объединенного и цельного местного управления. В советской историографии, а также в трудах ряда современных ученых, закрепилось мнение о том, что губернская реформа 1775 г. была вызвана событиями Пугачевщины5 . Действительно, мысль о преступной бездеятельности, халатности и коррумпированности местных органов власти, их неспособности ни предупредить восстание, ни бороться с ним проходит во многих документах этого времени6 . Мы не согласны с данной точкой зрения, поскольку предпосылки и причины принятия вышеуказанных законодательных актов Екатериной Второй наталкивают нас на безоговорочный вывод о том, что реформа готовилась длительное время в рамках единой реформаторской деятельности императрицы. И все же, об одном обстоятельстве, связанном с восстанием Пугачева, следует сказать. Условия реализации реформаторских замыслов после 1775 г. были несравненно более благоприятны, чем раньше, ибо напуганное пугачевщиной дворянство сплотилось вокруг трона, как никогда прежде осознавая свою зависимость от прочности самодержавной власти, и возможность оппозиции реформам с его стороны стала минимальной. Помимо реформирования в сфере административного управления, Екатерина II обратила внимание на то, что эффективность управленческой деятельность центра зависит от успешной реализации указов на местах. Но для этого необходимо было разрешить вопрос с территорией государства и административно-территориальными образованиями, входящими в неё. Примечателен факт того, что Парламент не обладал точными сведениями о землях государства, о сельскохозяйственных площадях и угодьях. Для разрешения данного вопроса императрица издает указ о приведении в порядок ревизских «сказок», а заодно уточнения границ Российского государства. Уже в 1770 г. Екатерина II издает  следующий указ, согласно которому губернатору Оренбургской губернии И. А. Райнсдорпу поручалось измерить и описать свободные плодородные земли и представить эти сведения в Межевую комиссию. В письме предлагалось предоставить сведения об имеющихся в губернии кожевенных фабриках и домах по выделке кожи, о том, сколько сырья выделывается, какова себестоимость кож и пользуется ли кожаное сырье спросом у иностранных скупщиков7 . Подобные действия, оцениваются историками-правоведами, с положительной точки зрения, поскольку на первых порах правления Екатерины Второй не было карты с указанием точных границ и земель государства. Посредством этих указов, данная коллизия была устранена. Следующей реформой становится создания нового судебного органа под названием «совестный суд», основная цель которого охрана естественного права человека – неприкосновенности личной свободы от необоснованных арестов. Любой необоснованно задержанный в тюрьме более трех дней без допроса и без объяснения причины ареста имел право подать жалобу в совестный суд, который в таких случаях выносил решение об освобождении арестованного или требовал немедленного разбирательства дела. Екатерина II называла совестный суд «могилой ябеды», оплотом против судебного и административного произвола. Развитие в провинции просветительских и филантропических учреждений — школ, больниц, приютов, богаделен — входило в обязанности губернаторского Приказа общественного призрения. Параграф 431 «Учреждения о губерниях» содержал положение о Приказе общественного призрения и совестном суде, где указывалось, что эти учреждения созданы для помощи и защиты несчастных и бедных людей. Они соединяют в себе в одно целое милость и суд8 .

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (20) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Магомедова А.Б. РЕФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ЕКАТЕРИНЕ II: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ // Вестник науки №11 (20) том 3. С. 83 - 88. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2249 (дата обращения: 08.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2249



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.