'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (20) том 3
  4. Научная статья № 29

Просмотры  131 просмотров

Родигина О.С.

  


ОРГАНИЗАЦИЯ КОРПОРАТИВНОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается организация корпоративного пенсионного обеспечения на российских предприятия   

Ключевые слова:
пенсия, пенсионное обеспечение, предприятия   


В настоящее время в Российской Федерации функционирует трехуровневая пенсионная система, которая включает обеспечение государственных, частных и корпоративных выплат физическим лицам. Корпоративный вид формирования пенсий складывается из взносов на основании коллективного или индивидуального договора, заключенного между работником и корпорацией. Такой вид социального стимулирования работников в рамках материального обеспечения является одним самых «молодых». Финансовые расходы на выплату корпоративных ежемесячных выплат составляют примерно 2-10% от всех суммарных расходов по денежному обеспечению работников. Подобная тенденция на корпоративную пенсию несет положительные стороны не только для наемных работников – получателей выплат, но и для работодателей. Так, система корпоративного пенсионного обеспечения позволяет крупным предприятиям уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на весь размер дополнительных взносов (не более 12% от годового фонда оплаты труда). Кроме того, наличие корпоративных пенсий служит конкурентным преимуществом для привлечения наиболее ценных кадров с рынка труда, а также служит показателем надежности компании на уровне международного рынка. Существует несколько действующих схем формирования, назначения и выплат корпоративных пенсий: - солидарная (основывается на аккумулировании пенсионных взносов работодателя на солидарном (дополнительном) счете, облагаемых налогом на прибыль); - индивидуальная схема отражает формирование выплат также за счет работодателя на индивидуальном пенсионном счете работника без открытия солидарного счета; - паритетная форма подразумевает совместное долевое участие работника и работодателя в формировании корпоративной пенсии на различных счетах. Рассмотрим организацию корпоративного пенсионного обеспечения на примерах нескольких крупных российских компаний, поскольку именно представители крупного бизнеса реализуют подобные социальные программы. Ярким примером реализации паритетной формы обеспечения дополнительной пенсии является Коллективный договор ОАО «РЖД» на 2017-2019 годы. Работа НПФ «Благосостояние» по инвестиционной деятельности эффективным образом распределяет полученные со взносов средства и тем самым, увеличивает будущую корпоративную пенсию работников компании. Этот документ содержит положения, касающиеся терминов, описания общих норм компании, социальной ответственности ОАО «РЖД», обязательств в отношении работников и их семей, обязательств работников, профсоюзов, а также заключительные положения. Можно заметить, что объем положений, касающихся социальных обязательств корпорации в отношении работников, достаточно велик и включает в себя несколько разделов. Механизм формирования и выплат корпоративной пенсии описан в разделе Коллективного договора, посвященном обязательствам в сфере социальных гарантий неработающим пенсионерам. При этом сама формулировка «корпоративная пенсия» используется один раз в пункте 7.24, который по поводу регулирования назначения  выплаты отсылает к порядку, установленному в Компании. Однако в остальном тексте документа речь идет не о непосредственно «корпоративной пенсии», а о «негосударственной пенсии», размер которой устанавливается на паритетной основе. В остальных случаях речь идет о дополнительных пособиях, единовременных выплатах, пособиях. Присоединение к корпоративной системе негосударственного пенсионного обеспечения ОАО «РЖД» осуществляется в момент заключения трудового договора, либо в любой иной момент в течение действия трудового договора. Полагаем, что коллективный договор является социально-ориентированным документом и содержит множество социальных гарантий в отношении работников компании, членов их семей. Однако с точки зрения юридической техники его нельзя признать совершенным, в виду применения различных формулировок внутри документа, а также наличия отсылок по поводу дополнительного пенсионного обеспечения на абстрактный порядок Компании, а не конкретные пункты соглашения. Также нельзя не заметить, что договором не предусмотрена ответственность сторон за невыполнение принятых на себя обязательств. Следующий документ, который необходимо подвергнуть анализу является Коллективный договор АО «Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод» на 2017-2020 годы, в соответствии с которым на предприятии применяется солидарная система формирования корпоративных пенсионных накоплений. Коллективное соглашение также содержит множество норм, направленных на социальную стимуляцию работников, среди которых дополнительное пенсионное обеспечение. В пункте 6.1.2. закрепляется право работников на получение негосударственной пенсии. В данной локальной норме идет отсылка к Стандарту компании «Негосударственное пенсионное обеспечение работников ПАО «НК «Роснефть» и Обществ Группы», а также к договорам заключенным между работниками и НПФ «Нефтегарант». Данный документ детально регламентирует порядок формирования, назначения и выплаты корпоративной пенсии, а также порядок взаимодействия сторон. Последним локальным актом, который хочется затронуть при рассмотрении вопроса о корпоративном пенсионном обеспечении является Социальный кодекс ПАО «Лукойл». Этот документ имеет немного другую структуру по сравнению с вышеназванными актами и содержит общие принципы, социальные гарантии работников, участие компании в жизни общества, экономическую основу социальных инициатив и заключительные положения. В Социальном кодексе ПАО «Лукойл» применяется смешанная система формирования корпоративных пенсионных накоплений: солидарная – до 2004 года, паритетная – после этого периода. Несмотря на то, что в Компании предусмотрены годовые отчеты по выполнению всех типов социальных программ, в том числе и по корпоративному пенсионному обеспечению, уровень ответственности ПАО «Лукойл» в случае выявления нарушений обязательств выступает неопределенной категорией. Отсутствуют нормы, детализирующие вопросы формирования, назначения и выплаты пособий по солидарной и паритетной системе, внесения взносов на счета работника и работодателя. Таким образом, анализ локальных актов российских предприятий продемонстрировал социально-ориентированную политику крупных компаний, в частности в области корпоративного пенсионного обеспечения, в отношении своих работников и их семей. Вместе с тем, нельзя не отметить несовершенство юридической техники, которая выражается в противоречивости формулировок документов, основных понятий, отсутствии детальной регламентации вопросов формирования, назначения и выплат корпоративных пенсий.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (20) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Родигина О.С. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРПОРАТИВНОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ // Вестник науки №11 (20) том 3. С. 139 - 143. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2262 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2262



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.