'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (7) том 4
  4. Научная статья № 15

Просмотры  131 просмотров

Красноруцкая О.Н., Котова Ю.А., Филозоп А.А., Бугримов Д.Ю., Страхова Н.В.

  


РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПЕДАГОГИКИ В МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО ВРАЧА-СПЕЦИАЛИСТА *

  


Аннотация:
социальная адаптация студентов медицинских вузов является важной составляющей профессиональной подготовки в современном мире. Трудности, с которыми сталкиваются преподаватели высшей школы при построении образовательной модели социальной компоненты, необходимо рассматривать с различных сторон и учитывать различные факторы: социокультурные, экономические, социологические и нравственные. Только комплексный подход к анализу разновекторности процесса позволит получить искомый результат.   

Ключевые слова:
студент-медик, социальный компонент, педагогика, мотивация, качественный результат   


Модернизация современной составляющей социально-коммуникационной роли педагогики оказывает воздействие на становление будущего врачаспециалиста. С одной стороны, внешние изменения позволяют нам индивидуализировать обучение, адаптироваться к способностям и интересам студентов. С другой стороны, это предполагает некоторые риски. В настоящее время доказана целесообразность анализа потенциала социального пространства будущих специалистов, готовности молодых докторов использовать ресурсы (социальные, экономические, политические и проч.), а так же значимость уровня подготовленности самой системы образования высшего учебного заведения к современным научно-педагогическим требованиям. Обучение навыкам деятельности в высоко-реалистичной, виртуальной клинической среде социального пространства представляет важный компонент педагогики при обучении студентов-медиков [3, с. 8; 6, с. 72]. Стоит отметить, что, зачастую, однообразность понимания преподавателями вуза объектов и субъектов социального пространства приводит к тому, что эти понятия становятся нераскрытыми для студентов в рамках понимания педагогического мастерства научного познания. Выше сказанное диктует необходимость уделять внимание педагогу высшей школы проблеме развития универсальных учебных действий, как ведущей задаче образовательного процесса для дальнейшей социализации выпускников [2, с. 7; 5, с. 41]. Недостаток определенности понимания студентом результатов своей социализации в Вузе, что, в какой-то степени, определено историческим значением понятия «социальный», препятствует методике прицельного обучения студентов. Сформированность компетенций обучающегося, определенных федеральным государственным образовательным стандартом дается на уровне базовых навыков и умений, без четкой конкретизации применительно к реально возможным клиническим ситуациям за счет выраженного перехода на симуляционно-тренинговое обучение [1, с. 55; 9, с. 10]. Данное обстоятельство ставит вопросы к процессу оценки результатов обучения и их социальной пригодности, определяет потребность в изменении тактики обучения за счет использования ресурса образовательного окружения. Социальная составляющая высшего образования студента-медика должна быть приспособлена к потребностям современного общества, что предполагает изменение содержания, методов и организационных форм педагогического мастерства для профессиональной подготовки обучающегося в педагогической системе: включать в себя обновление моделей организации учебного процесса; обеспечивать информационное взаимодействие участников учебного процесса и развитие социокультурного опыта; обеспечивать возможность создания информационных образовательных ресурсов для повышения познавательной заинтересованности в процессе обучения [4, с. 131]. Определенную значимость в этом плане несет социо-культурная компонента, позволяющая развивать не только мотивацию учения, но и способствует увеличению продуктивности навыков и умений, развитию способностей самостоятельной работы, формированию профессиональной значимости, самодисциплине, социализации и применению знаний в реальных условиях. Вовлечение учащихся в социальную среду способствует грамотному применению своих возможностей и непосредственно формирует профкомпетентности будущего специалиста [7]. Таким образом, целесообразно  во всех учебных подразделениях вуза разрабатывать технологии создания социального просветительного пространства. Но, как правило, такие попытки сталкиваются со следующими противоречиями: на социально-педагогическом этапе – потребность формирования социальной составляющей обучения образовательного процесса и отсутствие конкретизации степени их развития в педагогических исследованиях; на научно-теоретическом этапе - потребность академического познания задачи формирования зоны социального обучения в образовательной среде и недостаточная изученность этого вопроса; на практикометодологическом этапе - между практическими проблемами развития содержания и процесса формирования результатов обучения и не полностью востребованным образовательной системой, готовностью учителей и студентовмедиков использовать эти знания на практике [2, с. 5; 8, с. 11]. Обнаруженные противоречия определяют данную тему, как предмет обсуждения: как сформировать результативные профкомпетентности на уровне педагогического процесса с применением социального компонента в условиях образовательного пространства Вуза? Технология оценки итога обучения с использованием социальной составляющей - это целеустремленная, совокупная, совместная работа участников образовательного процесса, реализуемая как комплекс последовательных действий: проверка (создание алгоритма распознавания, диагностика профессиональных трудностей и готовность участников в учебном процессе использовать образовательные технологии); дизайн (разработка программы социальной педагогики студентов-медиков) на основе использования социального «обслуживания», конструирование содержания технологических этапов, определение и наполнение компонентов социального «обслуживания», разработка форм промежуточной и окончательной диагностики); практическое (осуществление мероприятий, основанных на примерах); с учетом различных категорий студентов-медиков (одаренных, тревожных, испытывающих трудности с обучением, с ограниченными возможностями), рефлексивно-оценочной (оценкарезультатов образовательной программы). С позиции философского понимания (в широком смысле) «профессиональная социализация» в образовательной среде с использованием социального «обслуживания» - это желание студента выразить ценное отношение к изучаемым объектам, что позволяет ему управлять своими знаниями и когнитивной деятельности. Результат (в узком смысле) как определенный комплекс универсальных образовательных действий на каждом этапе решения учебной задачи классифицируется следующим образом: 1) результаты, связанные с постановкой целей; 2) результаты, связанные с поиском обобщенного метода действия; 3) результаты, связанные с симуляцией, 4) результаты, связанные с отражением [5, с. 41]. Таким образом, социальная составляющая образовательного процесса для студентов-медиков должна строиться на использовании социального «обслуживания» (межличностных примеров и опыта) как компонента образовательной среды, основанной на принципах интерактивности (обратная связь, участие всех, диалог, независимый поиск), коммуникативность (жанр, языковые инструменты, роли адресата-адресата), открытость (гласность, доступность), персонализация (учет и адаптация условий к характеристикам будущей профессии), управляемость (планирование, организация, контроль, отражение) и включает, соответственно, такие компоненты, как связь, социализация и базы знаний, полученных в процессе обучения. В любом случае подход к педагогической детализации должен начинаться с определения критериев и показателей формирования результатов на этапах решения образовательной проблемы, связанных с постановкой целей, поиском обобщенного способа решения образовательных задач, моделирования, отражения. Положительная динамика формирования результатов обучения на университетском уровне с использованием социального «обслуживания» подтверждает эффективность социальной педагогической технологии и легитимность выдвинутых идей

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (7) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Красноруцкая О.Н., Котова Ю.А., Филозоп А.А., Бугримов Д.Ю., Страхова Н.В. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПЕДАГОГИКИ В МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО ВРАЧА-СПЕЦИАЛИСТА // Вестник науки №7 (7) том 4. С. 76 - 81. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/227 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/227



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.