'
Казакова Л.В., Федосова Ю.В., Ляховецкий А.М.
ТРУДОУСТРОЙСТВО И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ *
Аннотация:
современные проблемы рынка труда требуют разработки комплексной стратегии регулирования занятости, учитывающей структурные изменения в производственных секторах, а также цифровую революцию в экономике. Краснодарский край проводит всестороннюю политику, направленную на повышение занятости, стимулирование предпринимательства и повышение профессиональных навыков населения. Особое внимание уделяется интеграции передовых стратегий, таких как цифровизация услуг и содействие самозанятости, с традиционными инструментами, такими как профессиональное обучение. Низкий уровень безработицы, рост занятости молодежи и эффективное использование трудовых ресурсов – все это свидетельствует о стабильном развитии рынка труда в регионе. Тем не менее, по-прежнему существуют проблемы, такие как необходимость обновления образовательных программ, территориальные диспропорции и сезонные колебания. Позиции региона будут укреплены, а его социально-экономическому развитию будут способствовать развитие сельских общин, расширение программ переподготовки кадров и создание гибких условий труда.
Ключевые слова:
занятость населения, уровень безработицы, рынок труда, Краснодарский край, программы поддержки, трудоустройство молодежи, сельская занятость
Одним из основных факторов социально-экономического развития Краснодарского края, одного из самых быстрорастущих регионов России, является занятость населения. Благоприятная экология, развитое сельское хозяйство, привлекательность туризма и активное инвестирование в промышленность создают многочисленные возможности для трудоустройства. Несмотря на положительные изменения, рынок труда региона сталкивается с некоторыми препятствиями, такими как: сезонные колебания спроса, несоответствие между квалификацией работников и требованиями работодателей, а также влияние миграции на конкурентоспособность рабочих мест.О сбалансированности рынка труда свидетельствует один из самых низких показателей безработицы в Краснодарском крае в стране. Тем не менее, этот показатель скрывает региональные различия, поскольку перспективы трудоустройства в сельской местности по-прежнему достаточно низкие по сравнению с насыщенным рынком труда в крупных городах, таких как Краснодар, Сочи и Новороссийск. Трудоустройство молодежи является особенно серьезной проблемой, поскольку многие выпускники школ с трудом находят работу по специальности, что приводит к тому, что квалифицированные работники уезжают в другие области.Краснодарский край, один из наиболее динамично развивающихся регионов России, демонстрирует комплексный подход к организации социально-экономического пространства [2]. Рисунок 1, сочетающий новые инструменты повышения эффективности с традиционными отраслями экономики, наглядно демонстрирует стратегические приоритеты развития территории.Модель экономического роста Краснодарского края демонстрирует всесторонний подход, при котором внедрение инновационных методов управления ресурсами сочетается с укреплением экономической базы. Социальная интеграция особенно важна, поскольку развитие гибких условий труда и поддержка малых предприятий оказывают непосредственное влияние на качество жизни людей [4]. То, как государственные учреждения, бизнес и гражданское общество сотрудничают для достижения этих приоритетов, дает региону конкурентные преимущества в социально-экономическом росте по сравнению с другими российскими регионами.Рисунок 1. Синергия социально-экономического развития Краснодарского края: стратегические приоритеты и инструменты реализации.Люди трудоспособного возраста, которые либо заняты в экономике, либо активно ищут работу, включаются в состав экономически активного населения, что является важным показателем состояния рынка труда [1]. Этот показатель, тесно связанный с социально-экономическим развитием территории, отражает реальный трудовой потенциал региона. Анализ динамики численности экономически активного населения в ЮФО, объединяющем сельскохозяйственные, промышленные и курортно-рекреационные регионы, позволяет оценить эффективность региональной политики занятости, а также привлекательность территорий для инвесторов (рис. 2).Наибольший рост наблюдался в курортных зонах. В Севастополе наблюдался значительный рост численности населения на 34,4% (с 219,3 до 294,8 тыс. чел.), что объясняется активным развитием городской инфраструктуры и реализацией федеральных инициатив. Несмотря на небольшое снижение в 2022 г., Краснодарский край продолжал лидировать в абсолютных показателях, составив в 2023 г. 2 920,2 тыс. жителей, что укрепило его позиции как наиболее привлекательного региона ЮФО для миграции [9].Показатели в Ростовской и Волгоградской областях демонстрируют достаточную стабильность, лишь с незначительными колебаниями в пределах 1-3%. Эта стабильность показывает, насколько сбалансированы их рынки труда и насколько эффективно работают стратегии удержания трудовых ресурсов. Учитывая, что численность экономически активного населения Республики Крым увеличилась на 4,6%, что свидетельствует об успешном развитии курортно-туристического кластера, это заслуживает особого внимания.В то время как модернизация производства и повышение производительности труда должны быть главными приоритетами в промышленных районах, курортные зоны должны развивать инфраструктуру и обеспечивать благоприятные условия для адаптации трудовых мигрантов [5]. Особенно актуальной является задача создания механизмов распределения трудовых ресурсов между субъектами округа с учетом их экономической специализации.Рисунок 2. Изменение численности экономически активного населения Южного федерального округа за 2019-2023 гг., тыс. чел. [5].Наиболее значимыми показателями социально-экономического развития региона являются макроэкономические показатели, которые демонстрируют потенциал устойчивого роста и эффективность управления ресурсами [6]. Экономика региона уникальна по своей структуре, поскольку она сочетает в себе мощный сельскохозяйственный сектор, хорошо развитую курортную и туристическую инфраструктуру и быстро растущие промышленные и логистические кластеры, рассмотрим эти показатели на рисунке 3.Устойчивый рост региональной экономики подтверждается анализом макроэкономических показателей Краснодарского края за 2019-2023 гг. Наибольший рост наблюдался в инвестициях в основной капитал (+80,2%) и оптовом торговом обороте (+71%), что свидетельствует о привлекательности региона для инвесторов и укреплении его логистической роли.Несмотря на снижение на 8,2% в 2023 г., валовой региональный продукт увеличился на 53,3%, что требует дальнейших исследований. Традиционные отрасли промышленности демонстрируют стабильность: строительство выросло на 47,7%, а сельское хозяйство – на 37%.Традиционный и современный секторы экономики региона сбалансированы. Ключевыми целями по-прежнему остаются повышение эффективности инвестиций и обеспечение устойчивого роста в меняющихся экономических условиях [7].Рисунок 3. Анализ макроэкономических индикаторов Краснодарского края.Оценить эффективность региональной политики в области труда и определить уникальные проблемы, связанные с адаптацией региональной экономики к меняющимся условиям, можно, проанализировав динамику рабочей силы, уровень занятости и безработицы в таблице 1. В Краснодарском крае, одном из наиболее динамично развивающихся регионов России, наблюдаются постоянные улучшения, которые требуют тщательного анализа в свете более широких национальных особенностей [3].К 2023 г. Численность рабочей силы выросла на 72,96 тыс. чел. (+2,6%), уровень безработицы снизился с 4,59% до рекордных 2,08%. Прогресс особенно заметен в 2023 г., когда численность занятых увеличилась на 7,5%.Краснодарский край сохранил прирост населения +0,3%, в отличие от общероссийской тенденции, в которой численность населения сократилась на 0,5%. Доля рабочей силы в регионе (50,2%) была близка к среднему показателю по стране (52,09%), что свидетельствует о высоком уровне трудового потенциала [10].Уровень занятости в крае (97,92%) был выше, чем в среднем по стране (97,06%), что свидетельствует о сбалансированности рынка труда. За три года число безработных сократилось на 70,07 тыс. чел. (-53,5%), что показывает эффективность мер по обеспечению занятости. Данные подтверждают, что Краснодарский край является одним из наиболее привлекательных регионов России для трудовой миграции, которая остается стабильной, несмотря на демографические трудности в стране [5].Таблица 1. Динамика показателей занятости и безработицы в Краснодарском крае и РФ.Рынок труда Краснодарского края демонстрирует устойчивые тенденции развития, о чем свидетельствует изменение структуры занятости по полу и территориальным признакам в период с 2021 по 2023 гг. Анализируя распределение рабочей силы по полу и типу местности, можно определить важные тенденции на региональном рынке труда, оценить степень урбанизации занятости и определить гендерный баланс в экономике (рис. 4).Общее число занятых лиц стабильно росло в течение последних трех лет, увеличившись с 2 820 до 2 924 тыс. или на 3,7%. Согласно данным гендерного исследования, занятость мужчин выросла на 6,1%, в то время как занятость женщин увеличилась всего на 1,2%. Увеличение доли отраслей, в которых исторически «доминировали мужчины», может свидетельствовать о фундаментальных изменениях в экономике региона [1].Занятость в городах выросла на 1,1%, в то время как занятость в сельской местности увеличилась на 7,7%, что говорит о сбалансированном развитии территориального распределения. О важности сельскохозяйственного сектора и успехе инициатив по развитию сельских районов характеризует тот факт, что занятость в сельской местности растет темпами, которые значительно опережают статистику столичных городов. На продолжающуюся урбанизации указывает сохраняющийся большой разрыв в занятости между сельскими (1 190 тыс. чел.) и городскими (1 734 тыс. чел. В 2023 г.) районами. О стабильности регионального рынка труда указывает общее увеличение численности рабочей силы при сохранении пропорций между различными типами работников [4].Рисунок 4. Изменения в распределении рабочей силы по полу и типу местности в Краснодарском крае.Стабильность социально-экономического развития Краснодарского края во многом зависит от инициатив правительства по стимулированию занятости населения. Эти действия направлены на повышение конкурентоспособности трудовых ресурсов, снижение безработицы и создание условий для успешного трудоустройства различных категорий жителей в условиях динамично меняющегося рынка труда и структурных изменений в экономике региона [2]. Комплексный подход региональных властей к решению вопросов, связанных с занятостью, показан на рисунке 5.Центральное место занимает программа профессиональной подготовки и дополнительного образования, направленная на повышение квалификации работников в соответствии с требованиями современной экономики. Особое внимание уделяется молодежной политике, которая включает в себя целевые инициативы по трудоустройству этой категории населения [11].Создание альтернативных рабочих мест, таких как поощрение самозанятости и предпринимательства, является основным направлением деятельности, которое помогает диверсифицировать рынок труда [5].В рамках этой программы сочетаются меры экономической, социальной и образовательной поддержки населения, отражающие многоуровневый подход к вопросам трудоустройства. Реализация этих направлений позволяет оказывать всестороннее влияние на местный рынок труда, способствуя его адаптации к современным экономическим проблемам и устойчивому развитию.Рисунок 5. Государственные программы поддержки занятости населения в Краснодарском крае.Во многом из-за особенностей экономики Краснодарского края, которая в значительной степени зависит от сельского хозяйства, а также курортном и туристическом секторе, сезонные колебания уровня безработицы являются отличительной чертой местного рынка труда [3]. Выявить устойчивые тенденции и оценить эффективность политики, направленной на смягчение сезонных колебаний занятости, можно, проанализировав квартальную динамику обратившихся в службу занятости за 2021-2023 гг.На протяжении всего исследуемого периода наблюдается закономерность последовательной сезонной динамики: минимальный уровень безработицы в первом квартале составляет 51-59 тыс. человек, во втором квартале – 92-98 тыс., в третьем квартале – 129-143 тыс. и в четвертом квартале – 164-181 тыс. Показатели увеличивались в 2023 г. По сравнению с 2022 г. В каждом квартале (например, в четвертом квартале, когда численность населения увеличилась со 164 до 181 тыс. чел.),что связано с завершением сезона уборки овощей и фруктов, свертывание работ в консервных цехах, сокращение объектов работ в строительстве, закрытием летнего сезона для отдыха и туризма.Освободившаяся рабочая сила обращается в службу занятости для получения льгот и пособий и возможного трудоустройства в эти периоды межсезонья.В период с первого по четвертый кварталы сезонная амплитуда колебаний остается постоянной и составляет около 120-130 тыс. чел. Собранная информация подчеркивает необходимость расширения инициатив по временной занятости и переподготовке кадров, чтобы помочь уменьшить сезонные колебания на рынке труда Краснодарского края [5].Рисунок 6. Динамика сезонных колебаний зарегистрированной безработицы в Краснодарском крае.Анализ деятельности государственных органов службы занятости Краснодарского края в период с 2019 по 2023 гг. позволяет оценить эффективность политики, направленной на содействие занятости населения в свете меняющихся социально-экономических условий [5]. Помимо общей динамики обращений граждан за помощью в трудоустройстве, эти данные также показывают, насколько эффективна служба занятости, особенно когда речь идет о молодых людях, ищущих свою первую работу (таблица 2).Последствия пандемии COVID-19 вызвали наибольшие колебания в 2020 г., когда число заявок выросло более чем в четыре раза и составило 341,4 тыс., а уровень трудоустроенных снизился до 27%. В последующие годы ситуация стабилизировалась, к 2023 г. Было подано 65, тыс. заявлений, уровень трудоустроенных составил 67%, что свидетельствует о том, что рынок труда адаптировался к новым условиям.Особую обеспокоенность вызывает положение молодых людей, которые только начинают трудовую деятельность. В 2019 г. Из таких соискателей нашли работу 27%, однако в 2020 г. Это число сократилось до 15%, что свидетельствует о резком спаде экономической активности и падении востребованности. В 2023 г. Из обратившихся впервые, было трудоустроено 62%, хотя восстановление до докризисного уровня все еще продолжается. Особенно во времена экономических потрясений, эти статистические данные подчеркивают необходимость усиления целенаправленной помощи молодым специалистам, такой как стажировки, программы профессиональной адаптации и привлечение работодателей [7].Таблица 2. Анализ показателей обращения и трудоустройства граждан государственными органами службы занятости Краснодарского края.Текущие проблемы рынка труда требуют комплексного подхода к регулированию занятости. Ключевые направления соответствует основным принципам государственной политики Краснодарского края, которая заключается в обеспечении устойчивого развития трудовых ресурсов представлены на рисунке 7. Предлагаемые меры позволяют адаптировать профессиональные компетенции населения к современным требованиям работодателей в свете цифровой трансформации экономики и структурных изменений в производственных секторах. [4] Они также способствуют росту предпринимательства и появлению новых рабочих мест.Особое внимание уделяется соблюдению баланса между мерами помощи, начиная от традиционных инструментов (профессиональное обучение) и заканчивая творческими стратегиями (цифровизация услуг и рост самозанятости), что гарантирует адаптивность политики в области занятости и ее соответствие особенностям местного рынка труда.Рисунок 7. Ключевые направления государственной политики в сфере поддержки занятости населения.Таким образом, несмотря на внешние препятствия, такие как пандемия и структурные изменения в экономике, анализ ситуации с занятостью в Краснодарском крае показывает, что региональный рынок труда развивается устойчиво. Благодаря сбалансированной политике, поддерживающей как развивающиеся отрасли (логистика, цифровая экономика), так и устоявшиеся (туризм, сельское хозяйство), регион продолжает занимать лидирующие позиции среди субъектов Южного федерального округа. Основными достижениями являются рекордно низкий уровень безработицы, рост занятости молодежи и эффективное использование трудовых ресурсов, и все это сопровождается устойчивым ростом численности экономически активного населения. Однако по-прежнему существуют такие проблемы, как сезонные колебания в сфере занятости, территориальные диспропорции (разница между городскими и сельскими районами) и отставание образовательных программ к требованиям рынка труда.Расширение программ переподготовки, поощрение предпринимательства и повышение уровня цифровизации служб занятости – некоторые из инициатив государственной поддержки, которые связаны с возможностями создания рабочих мест в регионе. Особое внимание следует уделить созданию гибких условий труда, вовлечению молодежи в трудовую деятельность и устойчивому развитию сельских территорий. Следуя этим рекомендациям, Краснодарский край сможет укрепить свои позиции в качестве одной из основных движущих сил социально-экономического развития России, сохранив при этом благоприятные тенденции. В рамках комплексной стратегии адаптации к глобальным изменениям на рынке труда органы власти, фирмы и образовательные учреждения должны координировать свои взаимодействия, чтобы обеспечить стабильную занятость трудовых ресурсов.
Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 2
Ссылка для цитирования:
Казакова Л.В., Федосова Ю.В., Ляховецкий А.М. ТРУДОУСТРОЙСТВО И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ // Вестник науки №5 (86) том 2. С. 93 - 109. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/22837 (дата обращения: 20.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*