'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (20) том 4
  4. Научная статья № 1

Просмотры  116 просмотров

Баширов Т.А., Федорова Ю.А., Даутова И.И.

  


ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается феномен проблемы смысла жизни в русской философии. Анализируются философско-мировоззренческие взгляды К.Д. Кавелина, В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, С. Л. Франка. Делается вывод о сохранении актуальности указанной темы в современной философии   

Ключевые слова:
человек, русская философия, смысл жизни, Бог, идеал, личность, нравственность   


Человек издавна стал задумываться о смысле его жизни в мире. Главным вопросом, который человек задаёт сам себе, является следующий: «Зачем жить?». Все люди рано или поздно задумываются зачем они здесь и какова цель их жизни. Действительно ли они живут для чего-то фундаментально важного или же их жизнь не имеет значения для окружающих их людей. Данная тема – это одна из важнейших проблем философии, и многие философы пытались по-своему ответить на этот вопрос, дать объяснения его с собственной точки зрения. И стоит отметить, что до настоящего времени единого ответа на него не существует. Вопрос о смысле жизни не является специфическим и уникальным именно для русской философии, но, следует отметить, что именно у русских философов данная проблема приобрела особый узнаваемый стиль. Как известно, вечные мировоззренческие проблемы всегда сохраняют свою актуальность для общества и каждого человека. Постичь проблему смысла жизни в той или иной степени пытался каждый философ. Рассмотрим основные положения русских философов, а именно В.С. Соловьева, К.Д. Кавелина, Н.А. Бердяева и С.Л. Франка. Как заметил А.В. Маслихин, свои наиболее общие идеи о смысле жизни В.С. Соловьёв излагает в Предисловии к первому изданию работы «Оправдание добра» (1897 г.). Здесь им ставятся ряд вопросов: 1. Имеет ли наша жизнь какой-либо смысл? 2. Если он есть, то имеет ли он нравственный характер? 3. Если смысл жизни имеет нравственный характер, то в чём он заключается? [3, с. 80]. Свои доказательства того, что смысл жизни есть, Соловьёв строит на том, что опровергает взгляды тех, кто говорит о бессмысленности жизни. Среди них философ выделяет людей серьезных, завершающих своё отрицание делом – самоубийством, и несерьезных, которые им названы теоретическими пессимистами, отрицающими смысл жизни только имея за собой рассуждения и мнимо-философские системы. Решение второго вопроса базируется на том, что жизнь сама по себе, как она есть, предусматривает некий смысл, который позволяет большинству человечества просто жить. Рассматривая третий вопрос, философ говорит о том, что смысл жизни – это благо жизни, и в данном случае через степень соответствия реальной жизни отдельной личности либо целого народа идеалу благой жизни можно определить то, насколько жизнь конкретной личности или народа не является бессмысленной. Иные представления о смысле жизни можно встретить у К. Д. Кавелина. Неизбежный процесс противоречия индивидуальных интересов личности и внешних социальных условий, которые являются по отношению к ней объективными, К. Д. Кавелин рассматривает в качестве источника личностного и общественного развития. Человек является частью целого, таким образом, его жизнедеятельность согласована с обществом. Данное согласование осуществляется через общественный идеал в виде представления о «правильной» общественной организации [1, с. 7]. Таким образом, следует отметить, что в рефлексии К. Д. Кавелина, наиболее значимая в иерархии культурных ценностей – это личность в качестве выразителя и одновременно двигателя исторического процесса, состоящее из психологического, нравственно-антропологического и социального начала. Человеку как носителю и творцу культуры, как субъекту и одновременно объекту власти в данной системе отводится культуросозидательная роль. Философия свободы – это философия богочеловечества, это философия о человеке и Боге, – в этом заключается основная идея Бердяева. В ней осуществляется трансцендентный прорыв из необходимости естества в свободу божественной жизни. Идея богочеловечества характеризует русскую философскую мысль и восходит к христианскому учению об единстве божественной и человеческой природы Иисуса Христа. Человек, по Бердяеву, по своей природе является существом общественным, а история – способом его жизни [4, с. 295]. Следует отметить, что когда в нашей стране в 90-х годах стали появляться одно за другим произведения Бердяева, а написал он больше, чем любой другой отечественный философ, то россияне открывали для себя новый, во многом неведомый  мир, они начинали иначе оценивать назначение человека, смысл истории, судьбу российского социализма, миссию своего государства. Книги Бердяева для его соотечественников – это кладезь мудрости. Таким образом, смысл жизни у философа выступает в качестве высшей истинной ценности, которая должна быть увидена («постигнута» посредством мистической интуиции), легко принята людьми и осуществлена в их деятельности. Одной из ключевых тем русской философии всегда был вопрос о смысле жизни и о том, где, в каких областях жизни человека его искать. Одной из наиболее оригинальных и законченных попыток подобраться к тайне смысла жизни стала концепция замечательного отечественного мыслителя Серебряного века русской культуры Семена Людвиговича Франка. Вкратце кредо мыслителя можно обозначить так: «если мы родились в этом мире – значит, это кому-то надо!» Вопрос о смысле жизни философ сводит к знаменитому вопросу Чернышевского «Что делать?». Франк сам отвечает на него следующим образом: человеку необходимо совершенствоваться в соответствии со своим нравственным идеалом. «Дело», которое в этом случае должно спасти мир заключается во внутренней воспитательной работе над самим собой и другими [2, с. 103]. Итак, поиск смысла жизни, который характеризует русского человека и русскую философию, стал занимать учёных ещё с XVIII столетия. Однако, стоит отметить, что наибольшее внимание этой проблеме стало уделяться в конце XIX начале XX вв. Философия русских мыслителей и писателей подразумевает идеи всеединства, природы, гармонии и любви. Всех людей как один род связывает друг с другом общий смысл, который проявляется в приведённых понятиях. Можно отметить, что смысл жизни является одним для всех, им характеризуется человек в целом, а реализацией смысла жизни уже определяется личность, её индивидуальность и неповторимость. Бесспорно, рассуждения относительно способов реализации смысла жизни унифицировать невозможно, так как каждый имеет свои способы и свою цель. Даже на различных стадиях жизни личности процесс формулировки (реализации) смысла жизни может изменяться

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (20) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Баширов Т.А., Федорова Ю.А., Даутова И.И. ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ // Вестник науки №11 (20) том 4. С. 6 - 10. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2284 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2284



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.