'
Шебуняева П.А., Малинин И.И.
ТРАНСФОРМАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО РЫНКА ТРУДА В УСЛОВИЯХ КАПИТАЛИЗМА *
Аннотация:
в работе рассматривается влияние капитализма на студентов, выходящих на рынок труда. Опираясь на теорию отчуждения Карла Маркса, в работе анализируется стандартизация карьерных путей, сокращение труда до бессмысленного существования и подавленик всякого развития. Критикуется коммодификация образования, рост «дерьмовых рабочих мест» и психологических последствий. Несмотря на серьезные барьеры, в работе предлагаются стратегии противодействия. В конечном итоге, работа раскрывает посткапиталистическое видение, в котором труд служит человеческому процветанию, а не эксплуатации.
Ключевые слова:
капитализм, отчуждение, рынок труда, критическое мышление, эксплуатация труда, трудоустройство студентов, товар, средство производства, потребление, механизм
Капитализм, как доминирующая экономическая система нашего времени, формирует практически все сферы жизни, включая образование, работу и самоидентификацию. Для студентов, выходящих на рынок труда, капитализм представляет серьезные проблемы. С одной стороны, обещания финансового успеха, с другой - разрушение индивидуальности, снижение внутренней мотивации и отмирание критического мышления, что сводит ценность человека к экономической продуктивности. Эта работа анализирует, как капитализм изменил рынок труда для студентов, делая занятость более нестабильной и способствуя формированию культуры соответствия. В ней проанализировано, как капитализм подрывает индивидуальность, стандартизируя карьерные пути, как он убивает мотивацию, и как он подавляет критическое мышление, ставя прибыль превыше желаний. Также в работе предложены способы, с помощью которых студенты могут ориентироваться в этой системе, не отказываясь полностью от своей автономии. В "Капитале" Карл Маркс проанализировал дегуманизирующие последствия капитализма, введя концепцию "отчуждения" — процесса, посредством которого работники отчуждаются от своего труда, продуктов, которые они создают, и, в конечном счете, от самих себя.Первое измерение отчуждения Маркса - отчуждение от продукта труда. Оно говорит о том, как рабочие при капитализме не владеют тем, что они производят и не контролируют его. Вместо этого их труд превращается в товар, а результаты служат обогащению капиталистов, а не самих работников. Вторая форма - отчуждение от трудового процесса. Оно объясняет, что работа при капитализме навязывается извне, а не выбирается свободно. Трудящиеся во многом не имеют права голоса. Это приводит то, что могло бы быть источником удовлетворения, в бессмысленную рутинную работу. Основная философская концепция Маркса — "отчуждение от бытия как вида" (Gattungswesen) характеризуется отрицанием капитализмом творческой и кооперативной сущности человечества. Хоть человек не создан для того, чтобы быть просто машиной, капитализм приводит нас именно к этому. Данное явление превращает труд в монотонную ношу — обязательную трудовую деятельность, лишенную радости, смысла и автономии. Студенты, которые когда-то были идеалистами, быстро понимают, что их мечты второстепенны по сравнению с прибылью. И все же осознание - это первый шаг к сопротивлению.Одним из наиболее пагубных последствий капитализма для студентов является его тенденция к гомогенизации стремлений. С дошкольных лет детей ориентируют на карьерный рост, ориентируясь на рыночный спрос, а не на личные увлечения. Старшие говорят о том, как важно выбирать "безопасные" специальности (бизнес, инженерия, медицина) вместо менее прибыльных, но значимых областей. Именно это отражает то, что капитализм отдает предпочтение экономической полезности, а не самореализации.Капитализм преподносит образование как средство производства эффективных работников, а не как воспитание всесторонне развитых людей. Абитуриентам рекомендуется рассматривать свое образование как инвестицию, где доходность измеряется зарплатой, а не знаниями. Эта коммодификация обучения подавляет индивидуальность, убивая желание умственно развиваться, реализовывать нетипичные интересы.На капиталистическом рынке труда студенты должны продавать себя как товары. Резюме, профили LinkedIn и личные бренды преподносят человека как расходный материал, нужный для достижения материального успеха высшего класса. Индивидуальность и творчество вознаграждаются только в том случае, если они приносят прибыль, заставляя многих отказаться от подлинного самовыражения в пользу того, что продается.Хорошо функционирующая демократия зависит от граждан, которые не сталкиваются с проблемой своей однобокости, однако капитализм препятствует критическому мышлению: например, студентов учат следовать правилам, а не подвергать их сомнению. Капитализм вознаграждает сотрудников, которые беспрекословно подчиняются. Иерархия на рабочем месте препятствует проявлению инакомыслия. Студенты, попадающие в такую среду, быстро усваивают, что иметь независимое мышление опасно. Стоит упомянуть и пассивное потребление. В наше время реклама и индустрия развлечений препятствуют развитию личности, формируя клиповое мышление. Люди, которые могли бы подвергать сомнению какую-либо несправедливость, вместо этого успокаиваются благодаря культуре потребления. Несмотря на все трудности, студенты все еще могут найти достойную работу, не погружаясь в мир капитализма полностью.Хотя финансовая стабильность необходима, студенты должны находить место для творческих или интеллектуальных занятий вне работы. Самооценка не должна быть привязана к производительности. Учащиеся должны противостоять стремлению превратить в деньги каждое хобби и вместо этого уделять приоритетное внимание психическому здоровью, отношениям и личностному росту. Права трудящихся при капитализме ущемляются, но коллективная организация может вернуть им власть. Люди должны поддерживать профсоюзное движение и требовать справедливой заработной платы, гарантий занятости и гуманных условий труда. Капитализм превратил рынок труда в машину: студенты вынуждены приспосабливаться, превращать себя в товар и воспринимать работу как простое средство выживания, а не как значимый вклад в общее дело. Однако, осознавая эти механизмы, студенты могут противостоять полной ассимиляции. Борьба за более гуманную экономику начинается с восстановления самостоятельности — не только в выборе профессии, но и в том, как мы определяем успех, ценим труд и представляем альтернативы капитализму как таковому. Будущее сферы труда должно заключаться не в том, чтобы приспособиться к разрушенной системе, а в том, чтобы преобразовать ее в такую, в которой человеческое достоинство ставится выше прибыли. До тех пор студенты должны ориентироваться в требованиях капитализма, сохраняя при этом свою индивидуальность, страсть и способность свободно мыслить.
Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 2
Ссылка для цитирования:
Шебуняева П.А., Малинин И.И. ТРАНСФОРМАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО РЫНКА ТРУДА В УСЛОВИЯХ КАПИТАЛИЗМА // Вестник науки №5 (86) том 2. С. 191 - 195. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/22847 (дата обращения: 20.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*