'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (20) том 4
  4. Научная статья № 2

Просмотры  112 просмотров

Дроняева О.А., Агаева И.Б.

  


ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-10 ЛЕТ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ *

  


Аннотация:
Данная статья посвящена проблеме сформированности математических представлений у детей с умеренной умственной отсталостью 8-10 лет. Проведен анализ психологопедагогической литературы по проблеме исследования. Приводится анализ серии заданий, направленных на исследование сформированности счетных операций, временных и геометрических представлений   

Ключевые слова:
математические представления, умеренная умственная отсталость, сформированность, временные представления, геометрические представления, счетные операции   


Математические представления играют весомую роль в жизни обучающихся с умственной отсталостью, о чем свидетельствуют большинство образовательных систем. Развитие математических представлений важно для всех звеньев школы, но особенно актуально для системы начального обучения, где закладывается фундамент школьной успеваемости, формируются основные стереотипы учебной деятельности, воспитывается отношение к учебному труду. В ходе решения первой задачи нашего исследования мы проанализировали психолого-педагогическую, методическую и математическую литературу и определили степень изученности психолого-педагогической характеристики детей с умеренной умственной отсталостью, математических представлений в онтогенезе, особенности развития математических представлений у обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости, а также проанализировали методики по преодолению трудностей в усвоении математических представлений обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. В результате анализа литературы по проблеме исследования мы выяснили, что формирование математических представлений происходит постепенно и поэтапно в своем развитии. В специальной литературе встречаются различные подходы к работе, направленной на формирование элементарных математических представлений у детей с выраженным нарушением интеллекта (А.Н. Грабаров, Е.В. Герье, Н.Ф. Кузьмина-Сыромятникова, Н.И. Непомнящая, М.Н. Перова, В.В. Эк и другие). Использование различных методик по развитию математических представлений позволит добиться положительных результатов при соблюдении поэтапной подачи материала, учете индивидуальных возможностей обучающихся, осуществлении дифференцированного подхода, учете предметно-практической формы деятельности. Решая вторую задачу с целью изучения особенностей сформированности математических представлений у обучающихся 8-10 лет с умеренной умственной отсталостью, нами был проведен констатирующий эксперимент. При выборе приемов обследования особенностей сформированности математических представлений у обучающихся 8-10 лет, нами были адаптированы методики, предложенные Е.В. Колесниковой, С.Д. Забрамной, Л.Ф. Фатиховой, С.Ю. Кондратьевой. Модификация заключалась в адаптации заданий, критерий оценивания заданий в связи с интеллектуальными, возрастными и психологическими особенностями детей. Нами был проведен констатирующий эксперимент на базе Краевого государственного бюджетного образовательного учреждения «Дивногорская школа». Для проведения констатирующего эксперимента была сформирована экспериментальная группа из 10 человек. При комплектовании экспериментальной группы учитывался однотипный характер дефекта (F71) и обучение по специальной индивидуальной программе развития (СИПР) ФГОС, 2 вариант. Мы выделили три блока заданий: I - исследование особенностей сформированности счетных операций в пределах 10; II - исследование особенностей сформированности временных представлений; III - исследование особенностей сформированности геометрических представлений. В результате проведенного исследования по первому блоку, были выявлены следующие особенности состояния сформированности счетных операций обучающихся 8-10 лет с умеренной умственной отсталостью: трудности при пересчете предметов, обусловленные органической недостаточностью деятельности коры головного мозга, не сформированностью понятия о числе и о составе числа, механическим заучиванием порядкового счета; при соотнесении количества предметов с цифрой, наблюдались ошибки при соотнесении предметного множества с образом цифры, ошибочным пересчетом предметов, что объясняется выраженным нарушением мыслительной деятельности; значительные трудности при выполнении арифметических действий на сложение и вычитание, при определении арифметических знаков обучающиеся путали цифры номинально, воспринимали задание фрагментарно, требовалось многократное повторение инструкции и все виды помощи педагога (средний балл выполнения заданий составил 1,9). Результаты исследования состояния сформированности временных представлений по II блоку заданий выявили следующие особенности: обучающиеся путали названия и последовательность времен года, не могли установить причинноследственные зависимости, особенно межсезонных изменений; соединяя картинки признаков с временем года, обучающиеся часто выполняли по несущественным признакам, при этом не объясняя свой выбор, в силу бедности представлений об окружающей действительности; при определении частей суток, обучающиеся нарушали последовательность, чаще верно определяли день-ночь, затруднения вызывали утро, вечер; задание на определение дней недели вызвало у обучающихся большее затруднение во II блоке, в силу несформированности активного словаря, а также навыков письма и чтения; большинство обучающихся не ориентировались в последовательности дней недели, затруднялись найти «соседей» дня, путали их названия или переходили на перечисление месяцев и времен года (средний балл выполнения заданий составил – 1,6). По результатам исследования состояния сформированности геометрических представлений по III блоку заданий мы выявили следующие особенности: понятие геометрические фигуры у обследуемых детей сформировано недостаточно, не все обучающиеся понимали инструкцию «закрась геометрические фигуры»; обучающиеся редко допускали ошибки при соотнесении геометрических фигур, чаще ошибались при назывании фигуры или определении ее по инструкции; основное количество ошибок наблюдалось в умении чертить фигуру на линованной бумаге, что обусловлено моторной недостаточностью и нарушением восприятия пространственных характеристик; конструирование, дополнение геометрических фигур также было затруднено, по причине нарушения целостности восприятия, ориентации в горизонтальной плоскости (средний балл выполнения заданий составил – 2,2). По результатам экспериментального исследования нами были выделены две группы обучающихся, характеризующиеся качественно неоднородными особенностями сформированности математических представлений. В рамках третьей задачи, целью которой являлось составление дифференцированных методических рекомендаций, нами было определено содержание коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений математических представлений у обучающихся 8-10 лет с умеренной степенью умственной отсталости. Содержание работы было структурировано поэтапными направлениями работы. За основу взяты авторские методические разработки практикующих учителейдефектологов. Таким образом, цели и задачи исследования достигнуты, гипотеза нашла свое подтверждение. Полученные в ходе констатирующего эксперимента результаты не исчерпывают всех вопросов, связанных с преодолением трудностей в формировании математических представлений у обучающихся 8-10 лет с умеренной умственной отсталостью, что свидетельствует

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (20) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Дроняева О.А., Агаева И.Б. ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-10 ЛЕТ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ // Вестник науки №11 (20) том 4. С. 11 - 15. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2285 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2285



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.