'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 2
  4. Научная статья № 39

Просмотры  130 просмотров

Самойлова А.А.

  


ОПЫТ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА *

  


Аннотация:
в статье рассмотрены особенности реализации политических прав коренных малочисленных народов Севера в Тюменской области, включая входящие в ее состав Ханты-Мансийский автономный округ – Югра и Ямало-Ненецкий автономный округ. Автором проанализирована эволюция в отношении коренных малочисленных народов Севера со стороны властей Тюменской области, приведены сведения о народах, проживающих на территории региона, а также обозначены проблемы взаимодействия с органами государственной власти и предложены возможные пути их разрешения.   

Ключевые слова:
коренные малочисленные народы, политические права, этнополитика, правовое регулирование, Тюменская область, ХМАО-Югра, Ямало-Ненецкий АО, сложносоставной субъект   


Коренные малочисленные народы Севера (далее также - КМНС) являются уникальными субъектами этнополитического и правового регулирования в Российской Федерации. Их права, включая политические, требуют особой охраны и внимания в силу культурной, экономической и социальной уязвимости. Тюменская область, включающая в свой состав два автономных округа – Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (далее также – ХМАО) и Ямало-Ненецкий автономный округ (далее также – ЯНАО), обладает значительным опытом в институционализации политических прав КМНС. Необходимо подчеркнуть тот факт, что Тюменская область, являясь сложносоставным субъектом, обладает особыми чертами государственного устройства. В юридической литературе существует схожее понятие – «сложноустроенный» субъект РФ, которое, по мнению В. Ф. Кириллова, М. С. Матейковича, В. И. Ульянова и Г. Н. Чеботарева, не противоречит определению «сложносоставной» субъект и может использоваться наравне с ним относительно «края или области, с входящим в их состав автономным округом» [1]. Основной особенностью такого субъекта является сочетание единой территориальной организации и относительной самостоятельности входящих в его состав административно-территориальных единиц, обладающих статусом равноправных субъектов Федерации. Это предопределяет наличие двойного уровня управления и правового регулирования: с одной стороны, нормативные акты Тюменской области распространяются на всю территорию, включая автономные округа, с другой – последние обладают собственными органами власти, законодательством и бюджетами. Такая структура требует согласованности в межсубъектных отношениях, особенно при реализации комплексных программ социально-экономического развития и, в частности, при обеспечении прав коренных малочисленных народов, проживающих преимущественно в автономных округах (далее также – АО) Тюменской области. Согласно Постановлению Правительства РФ от 24.03.2000 № 255 «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации», на территории ХМАО проживают мансы, ненцы и ханты, на территории ЯНАО – манси, ненцы, селькупы и ханты. На территории Тюменской области (не включая ХМАО и ЯНАО) помимо перечисленных КМНС также проживают эвенки [2]. Численность представителей этих народов существенно варьируется: наиболее многочисленны ханты и ненцы, особенно в ЯНАО и ХМАО.Процесс формирования взаимоотношений между коренными малочисленными народами Севера и органами власти Тюменской области прошел через несколько этапов, каждый из которых отражал изменения в государственном подходе к проведению этнической политики. В советский период доминировал ассимиляционный подход, ориентированный на интеграцию КМНС в единую советскую культурную и хозяйственную систему, что сопровождалось ограничением традиционного уклада жизни КМНС. В 1980-е и 1990-е годы, на фоне децентрализации власти и усиления прав субъектов, в региональной политике закрепились черты патернализма: государство взяло на себя функции гаранта прав КМНС, однако без активного включения самих народов в процесс принятия решений [3]. В последние десятилетия под воздействием изменений федеральной национальной политики, усилившегося правового регулирования и активизации гражданского общества, взаимодействие стало приобретать партнерский характер, основанный на механизмах согласования интересов, развитии институтов представительства и поддержке этнокультурной автономии. В ХМАО и ЯНАО сформирована разветвленная система нормативных правовых актов, регулирующих права и интересы КМНС. Принятые документы охватывают широкий спектр сфер начиная от традиционного природопользования и образования до участия в социально-экономических программах и механизмах представительства, что отражает высокий уровень институционального внимания к вопросам сохранения этнокультурной самобытности и устойчивого развития коренных народов. При этом, несмотря на активную нормативную деятельность в АО, в реализации политических прав КМНС в Тюменской области сохраняется ряд системных проблем:1. Формальность участия: представители КМНС зачастую участвуют в совещательных органах без реального влияния на принятие решений,2. Недостаточная информированность: низкий уровень цифровой грамотности и ограниченный доступ к информации затрудняют политическую активность КМНС,3. Низкая представленность в выборных органах: фактическое отсутствие представителей КМНС в законодательных собраниях,4. Проблемы правоприменения: положения законов часто носят декларативный характер и не обеспечены эффективными механизмами реализации.Для повышения уровня реализации политических прав коренных малочисленных народов Севера в Тюменской области, включая ХМАО и ЯНАО, представляется необходимым проведение комплекса правовых, организационных и образовательных мер. Определим некоторые из них, которые могут быть полезны и применимы на практике в рассматриваемом субъекте:1. Введение квотирования мандатов в законодательных органах власти для представителей КМНС.Следует на региональном уровне рассмотреть возможность закрепления в избирательных законах субъектов РФ положения о выделении определенного количества мест (квот) в законодательных (представительных) органах для представителей КМНС. Такой механизм может быть реализован через создание специальных избирательных округов или партийных списков с обязательным включением представителей коренных народов. Это позволит обеспечить непосредственное участие КМНС в принятии решений, затрагивающих их жизнедеятельность. 2. Усиление правового сопровождения политического участия КМНС.Необходимо реализовать систему правового просвещения и сопровождения представителей КМНС:- проведение регулярных семинаров и обучающих курсов по избирательному праву, административной процедуре, возможностям участия в публичной власти,- создание юридических клиник при региональных вузах, оказывающих бесплатные консультации для КМНС,- обеспечение доступа к переведенным на родные языки КМНС информационным материалам о имеющихся правах и механизмах их реализации.3. Развитие программ грантовой поддержки НКО с фокусом на политическую субъектность КМНС.Уже существующие региональные и муниципальные гранты целесообразно переориентировать на инициативы, связанные не только с сохранением культуры и быта, но и с развитием политической активности КМНС, включая:- обучение кандидатов в муниципальные депутаты из числа КМНС,- поддержку проектов по наблюдению за выборами,- издательскую деятельность и информационные кампании, разъясняющие механизмы участия в общественно-политической жизни региона и страны.4. Разработка региональных дорожных карт по реализации политических прав КМНС.Каждому из субъектов Тюменской области (области в целом, ХМАО и ЯНАО) целесообразно разработать и утвердить дорожную карту, где будут:- определены приоритеты,- установлены сроки реализации мероприятий,- назначены ответственные органы,- предусмотрены индикаторы оценки эффективности (в том числе количественные показатели – например, уровень участия в выборах, число представителей КМНС в органах власти и др.).Опыт Тюменской области в реализации политических прав коренных малочисленных народов Севера представляет собой ценную модель сочетания правового регулирования и региональной инициативы. Однако для достижения реального повышения уровня политического участия КМНС необходимо устранение формальности, расширение механизмов представительства и развитие институциональной инфраструктуры взаимодействия.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Самойлова А.А. ОПЫТ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА // Вестник науки №5 (86) том 2. С. 353 - 359. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/22867 (дата обращения: 20.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/22867



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.