'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 2
  4. Научная статья № 41

Просмотры  101 просмотров

Сергеева А.В., Романовская И.В.

  


МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ ЭКСПЕРТА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ *

  


Аннотация:
в статье проводится комплексный анализ системы защиты экспертов в уголовном процессе Российской Федерации. Исследуются нормативно-правовые основы деятельности экспертов, выявляются актуальные угрозы их профессиональной независимости и личной безопасности. Особое внимание уделяется анализу судебной практики последних лет, свидетельствующей о росте случаев давления на экспертов. На основе сравнительно-правового исследования предлагается система мер по совершенствованию защиты экспертов, включающая законодательные, организационные и технические аспекты. Приводятся данные социологического исследования, проведенного среди 150 экспертов в 2023 году.   

Ключевые слова:
судебная экспертиза, уголовный процесс, защита экспертов, процессуальные гарантии, независимость эксперта, безопасность, уголовно-процессуальное право   


Современное уголовно-процессуальное законодательство (ст. 57 УПК РФ) определяет эксперта как лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное для производства судебной экспертизы. Однако, как отмечает А.Р. Белкин, действующее регулирование не в полной мере учитывает специфику процессуального положения эксперта.Анализ законодательства позволяет выделить следующие гарантии независимости эксперта:право отказаться от дачи заключения при недостаточности материалов (ч. 5 ст. 57 УПК РФ),запрет на вмешательство в исследовательскую деятельность (ст. 17 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности»),право знакомиться с материалами дела в пределах своей компетенции.Сравнительно-правовые исследования С.И. Петрова демонстрируют различные подходы к защите экспертов в разных правовых системах. Проведенное в 2023 году исследование среди экспертов Московского региона показало, что 62% респондентов сталкивались с попытками оказания давления в процессе производства экспертиз. При этом лишь 28% из них заявили о таких случаях в правоохранительные органы (по данным исследования В.И. Радченко).Рассмотрим систему угроз интересам экспертов. В современной следственной и судебной практике можно выделить три основные группы угроз:1. Процессуальные угрозы. К ним относятся:необоснованные отводы экспертов (до 15% от общего числа назначенных экспертиз по данным Е.Ю. Юркевич),требования изменить заключение под угрозой отвода,ограничение доступа к необходимым материалам дела (что Г.А. Зорин выделяет как одну из наиболее распространенных процессуальных проблем).2. Профессиональные риски.По данным мониторинга А.В. Смирнова, ежегодно рассматривается около 200 дел о привлечении экспертов к дисциплинарной ответственности. Основными причинами являются:ошибки в методике исследования (43% случаев),превышение сроков производства экспертиз (31%),процессуальные нарушения (26%).3. Угрозы личной безопасности. Наиболее опасные проявления:прямое физическое воздействие (4% случаев по данным МВД РФ),психологическое давление (67% по исследованиям М.Н. Маркович),кибератаки на экспертные учреждения (12% по данным Л.К. Аистовой).С целью минимизации последствий от упомянутых угроз, разработаны современные механизмы защиты интересов экспертов, которые включают:процессуальные гарантии (право на отвод, неприкосновенность заключения),организационные меры (защита персональных данных в экспертных учреждениях),технические средства (системы видеонаблюдения в лабораториях).Однако, как отмечает В.П. Божьев, эти меры носят фрагментарный характер и не образуют целостной системы защиты.Остановимся на основных проблемах, возникающих у экспертов в период выполнения ими своих профессиональных функций:отсутствие специализированного закона о защите экспертов,недостаточность мер кибербезопасности,слабая правовая регламентация ответственности за давление на экспертов.На основании вышеизложенного, предлагаем внести некоторые изменения в систему защиты интересов экспертов в уголовном судопроизводстве.Дополнить Федеральный закон «О защите участников уголовного судопроизводства» отдельной главой об экспертах.Ввести уголовную ответственность за вмешательство в экспертную деятельность (ст. 294.1 УК РФ).Внедрить блокчейн-технологии для защиты экспертных заключений.Разработать стандарты кибербезопасности для экспертных учреждений.Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:Действующие механизмы защиты экспертов требуют совершенствования.Необходима комплексная программа защиты, сочетающая правовые и организационные меры.Особое внимание следует уделить цифровой безопасности экспертной деятельности.Перспективным направлением исследований представляется разработка методики оценки эффективности мер защиты экспертов в различных регионах России.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Сергеева А.В., Романовская И.В. МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ ЭКСПЕРТА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ // Вестник науки №5 (86) том 2. С. 368 - 373. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/22869 (дата обращения: 20.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/22869



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.