'
Струева Ю.А., Мисник И.В.
СЛЕДОВАТЕЛЬ КАК УЧАСТНИК УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА *
Аннотация:
в статье рассматривается одна из дискуссионных проблем современной правовой науки – участия следователя в уголовном судопроизводстве в России с исторической точки зрения и включает анализ следующих аспектов: эволюция полномочий, влияние политических режимов, законодательные реформы, социально-правовые трансформации.
Ключевые слова:
уголовное судопроизводство, следователь, эволюция, предварительное расследование
Путь, пройденный следователями в уголовном судопроизводстве России, является зеркалом развития российского права и отражает трансформации, происходившие в обществе и системе государственного управления.История участия следователей в уголовном судопроизводстве царской России берет свое начало в период с 1723 по 1860 годы. Основоположником первого следственного органа на Руси был император Петр I, подписавший 25 июля 1713 года Указ «О создании следственной канцелярии», руководителем которой стал майор гвардии князь Михаил Волконский. Этим государственным актом было положено начало созданию в России постоянно действующих следственных органов.В указанный исторический промежуток расследованием преступлений занимались не специализированные следственные органы, а объединившие в себе признаки судебных и административных органов власти, такие как: Главная полицмейстерская канцелярия, Сыскной приказ, нижние земские суды и управы благочиния. Именно на эти органы возлагалась ответственность за проведение предварительного расследования.К середине XIX века социально-экономическая обстановка в стране характеризовалась обострением накопившихся проблем и внутренних противоречий. Назрела острая необходимость в проведении коренных реформ, способных разрешить трудности в сфере государственного управления и ответить на вызовы времени. Широкомасштабные преобразования различных сфер государственности виделись единственным способом стабилизации ситуации и дальнейшего развития государства.Главной правовой реформой того времени по праву считается судебная реформа императора Александра II, которая полностью изменила судоустройство, а также реформировала функции предварительного расследования и введение должности судебных следователей. В вплоть до 1917 года, деятельность следственных регламентировалась Уставом уголовного судопроизводства 1864 г., который был принят в рамках судебной реформы и заложил основы уголовно-процессуальной политики страны. Следователи того времени имели ограниченные полномочия и действовали под надзором судей.Реформа 1864 года в Российской империи ознаменовалась появлением судебных следователей, обладающих расширенными правами и большей автономией в своей деятельности. Судебные следователи становятся ключевым звеном в уголовном судопроизводстве, а также наделяются широким спектром полномочий для расследования преступлений и сбора доказательств. Судебные следователи назначались императором по представлению министра юстиции и наделялись полномочиями в ведении расследований, допросах свидетелей. Именно тогда были определены формальные требования к ведению протоколов обысков и задержаний, а результаты следствия и собранные доказательства передавались прокурору и суду.Судебные следователи играли ключевую роль в судопроизводстве, так как именно от их профессионализма зависело, насколько полно и объективно будут собраны и представлены в суде доказательства. При этом следователи того времени имели значительную власть, что иногда могло приводить к привлечению невиновных лиц к уголовной ответственности, незаконным арестам, произволу и взяточничеству.Несмотря на формальную независимость, судебные следователи часто подвергались давлению со стороны административных органов и могли быть ограничены в своих действиях политическими и социальными обстоятельствами того времени. Это отражалось в зависимости от исполнительной власти, а именно от губернатора, который представлял свои кандидатуры на должность судебного следователя, определял места пребывания следователя в различных участках губернии, требовал от судебных следователей отчёты о проделанной работе.Первая мировая война и последовавшие за ней революционные потрясения прервали процесс совершенствования отечественного уголовно-процессуального законодательства. После падения российской монархии, Октябрьской революции 1917 года и установления советской власти все государственно-правовые монархические институты были упразднены. Не остался в стороне и институт судебных следователей, который был упразднён 24 ноября 1917 года с принятием Советом Народных Комиссаров РСФСР первого нормативного акта о суде, известного как Декрет номер 1.С установлением советской власти, уголовное судопроизводство в России претерпело значительные изменения. Следствие стало проводиться в соответствии с новыми принципами, которые отражали идеологию и политические цели советского государства. Новые принципы советской правовой доктрины ознаменовались:- централизацией власти. Следственные органы были подчинены центральным властям, что обеспечивало более строгий контроль со стороны государственного аппарата над процессом следствия,- коммунистическая партия осуществляла всеобъемлющий контроль над деятельностью правоохранительных органов, в том числе и на органы следствия, оказывая определяющее идеологические влияние на их функционирование,- с целью ускорения судопроизводства и повышения его оперативности, был предпринят ряд мер по упрощению процессуальных процедур, что привело к снижению акцента на строгом соблюдении юридических формальностей,- проявилась явная идеологическая направленность. Следствие и судопроизводство часто использовались как инструменты для борьбы с политическими противниками и для укрепления советской власти, ярким примером тому является проведение органами НКВД т.н. «Сталинских репрессий» в 30-е годы прошлого столетия.Следователи получили новые функции и полномочия, но в то же время их работа была тесно связана с политическими целями и задачами партии. Это привело к тому, что в некоторых случаях правосудие могло быть использовано для достижения политических целей, а не для обеспечения справедливости.В 1922 году был принят новый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, который расширил полномочия следователей. Они стали ключевыми фигурами в борьбе с «врагами народа», и их деятельность стала более централизованной.В ноябре 1936 года Постановлением СНК СССР «О структуре Прокуратуры Союза ССР» был создан Следственный отдел в Прокуратуре СССР, который окончательно сформировал прокурорскую модель предварительного расследования. Соответственно, следователи в СССР были подчинены прокурорам, который руководил расследованием и контролировал их деятельность. Следователи наделялись широкими полномочиями и были уполномочены самостоятельно принимать некоторые решения в ходе расследования. Подобный расклад дел окончательно изменил природу предварительного следствия, тем самым следователь был обязан подчиняться указаниям прокурора, даже если могло противоречить его внутреннем убеждениям.В период с 1934 по 1938 годы полномочиями по проведению предварительного расследования были наделены органы государственной безопасности и милиции.Статья 30 «Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик», принятых в 1958 году, впервые закрепило в законодательстве СССР принципа процессуальной самостоятельности следователя. Следователи получили право давать поручения органам дознания, а также указания о проведении розыскных и следственных действий. В течение продолжительного времени специалистами в области советского уголовного права предлагалась идея образования единого, централизованного следственного аппарата, предусматривающего отделение функции предварительного расследования от функции надзора за следствием. Однако, несмотря на обоснованность и актуальность, эти предложения так и не были реализованы на практике.Система следствия продолжала развиваться в течение всего советского периода, претерпевая изменения в зависимости от политической обстановки и реформ в правоохранительной системе. Следователи оставались важными фигурами в уголовном судопроизводстве, но их роль и полномочия постоянно адаптировались к меняющимся условиям и требованиям времени.С распадом СССР и принятием новой Конституции РФ в 1993 году начался процесс демократизации правовой системы. В первые годы после распада Советского Союза в Российской Федерации продолжал действовать УПК РСФСР 1960 года. В связи с произошедшими политическими и социальными потрясением закономерно встал вопрос о пересмотре и обновлении основополагающих положений уголовно-процессуального законодательства, чтобы привести его в соответствие с новыми реалиями, потребностями и социальными вызовами общества. Россия столкнулась с необходимостью реформирования своей уголовно-правовой системы, чтобы отвечать новым реалиям и демократическим ценностям. Важной частью этих изменений было участие следователей в уголовном судопроизводстве.Девяностые годы стали для следователей временем настоящих испытаний. После распада Советского Союза, когда страна переживала глубокий кризис, им пришлось столкнуться со всплеском преступности, бандитизмом, террором, беззаконием. Следователям не хватало финансирования, оборудования, даже элементарных канцелярских принадлежностей. Главной проблемой, которая отравляла всю систему, была коррупция. В условиях, когда одни быстро богатели, а другие едва сводили концы с концами, соблазн получить «вознаграждение» за нужное решение становился очень велик. Это подрывало доверие к правосудию и ставило под сомнение саму возможность справедливого расследования. В эпоху перемен, когда политические взгляды менялись как перчатки, следователи нередко оказывались под давлением, вынужденные принимать решения, которые шли вразрез с их профессиональной этикой и внутренним убеждением. Все эти проблемы, вместе взятые, серьезно снизили эффективность уголовного правосудия. Расследования затягивались, виновные уходили от ответственности, а невиновные страдали. Правосудие, которое должно защищать людей, в этот период часто становилось жертвой обстоятельств. Это был сложный период, который наложил глубокий отпечаток на всю систему и потребовал от следователей неимоверных усилий и преданности своему делу.После реформ 1990-х годов в России были внесены изменения в уголовно-процессуальное законодательство, которые повлияли на роль следователя в уголовном судопроизводстве. Уголовно-процессуальный кодекс РФ, вступивший в законную силу в 2002 году, привнес значительные изменения в положение и роль следователей, тем самым усилив правовые гарантии и независимость следствия. Отдельные главы и положения настоящего кодекса укрепили защиту прав подозреваемых и обвиняемых, а также расширили полномочия следователей. Следственные органы получили больше свободы в принятии решений и стали менее зависимы от прокуратуры, приобретя больше возможностей для самостоятельного принятия решений в ходе предварительного расследования. Одним из ключевых изменений было укрепление роли защиты прав и свобод граждан в рамках уголовного процесса. Это привело к более тщательному контролю за следственными действиями, чтобы избежать нарушений и неправомерных действий со стороны следственных органов.Кроме того, после реформ 1990-х годов в России было усилено внимание к профессиональной подготовке следователей, их обучению основам правоприменения и соблюдению этических норм. Появилась отдельная специальность - «Правовое обеспечение национальной безопасности». Обучение по ней проводили и проводятся, в Академии ФСБ РФ, в университетах и других высших учебных заведениях МВД России, с 2014 года в созданных Академиях СК РФ. Следователи стали более компетентными и квалифицированными специалистами, способными правильно применять закон в уголовном процессе.Новой ветвью развития следственных органов стало отделение Следственного комитета от органов прокуратуры, что явилось важным шагом в укреплении правовой системы и обеспечении независимости следственных органов. В 2011 году был принят Федеральный закон «Об образовании следственного комитета Российской Федерации». Этот закон закрепил новую организационно-правовую форму следственного органа, который полностью стал независим от прокуратуры и подчинен напрямую президенту РФ. На наш взгляд, образование нового правоохранительного органа позволило усилить независимость и эффективности следственных органов, улучшить качество расследования уголовных дел и повысить доверия общества к правоохранительной системе.На сегодняшний день законодательно предпринято ряд мер, направленных на улучшение работы следователей, включая обучение, повышение квалификации. Принимаются реформы, издаются ведомственные нормативные акты направленные на борьбу с коррупцией в органах следствия.Современные сотрудники следственных органов получили расширенный спектр полномочий и обязанностей, направленных на обеспечение защиты прав как обвиняемых, так и потерпевших. Вместе с тем возрастает ответственность следователей за строгое соблюдение установленных процедур и норм уголовного процесса, а также за защиту законных интересов всех участников судопроизводства. Детальное рассмотрение норм действующего УПК РФ позволяет прийти к выводу о том, что значительная часть прав следователя одновременно являются и его обязанностями.Сегодня следователи играют важную роль в уголовном судопроизводстве, предоставляя судам доказательства, необходимые для вынесения справедливых решений. Их задачи включают проведение допросов свидетелей, сбор доказательств, анализ улик, выявление виновных и обеспечение правопорядка, а деятельность регулируется УПК РФ и другими нормативными актами.Таким образом, участие следователей в уголовном судопроизводстве имеет долгую историю и является неотъемлемой частью национальной правовой системы Российской Федерации.
Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 2
Ссылка для цитирования:
Струева Ю.А., Мисник И.В. СЛЕДОВАТЕЛЬ КАК УЧАСТНИК УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА // Вестник науки №5 (86) том 2. С. 382 - 390. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/22871 (дата обращения: 20.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*