'
Асейнова Р.И., Будницкая Т.А.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ ДЖАЗОВОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ *
Аннотация:
в статье рассматриваются вопросы эволюции джазовой импровизации в контексте развития джазового искусства. Опираясь на труды известных исследователей, автор освещает основные этапы исторического становления джаза, их характерные особенности, а также изменение отношения к импровизации на каждом этапе. Также автор предлагает разъяснение ключевых понятий джазового искусства и классификация импровизационных приёмов.
Ключевые слова:
импровизация, история джазового искусства, свинг, би-боп, джазовый квадрат
История развития такого сложного и многогранного вида искусства как джазовое исполнительство насчитывает немногим более столетия. В процессе своего развития джаз не нивелировался, а вышел на профессиональный уровень наряду с академической музыкой. Исследователи Д. Лившиц, Е.В. Лубяная, С.Н. Федин сходятся во мнении, что именно наличие постоянных, неизменных элементов музыкального языка – в том числе, и импровизации – позволило искусству джаза занять такие устойчивые позиции. Как отмечает Е.В. Лубяная, джазовая импровизация «предстает не только способом самовыражения в создании соло каждого из музыкантов, но и служит основой для всех этапов исполнения джазовой музыки – интерпретации темы, создания аранжировки и разработки драматургии композиций в целом» [2, с. 116]. Однако не стоит забывать о том, что импровизации, как и любому приёму музыкального искусства, свойственны эволюционные процессы в зависимости от того или иного исторического этапа.Историки джаза выделяют несколько важных этапов:- Конец 1910-х годов – 1920-е годы: период традиционного, «беззаботного» джаза и коллективной импровизации,- 1930-е годы: выявление талантливых солистов-импровизаторов, господство свинга и становление сольной импровизации,- Конец 1930-х годов – 1940-е годы: возникновение би-бопа и освобождение импровизации от «оков» мелодии.- Вторая половина ХХ века: синтез джазовой и академической музыки, обогащение импровизации.Рассмотрим данные этапы более подробно.Первый этап связан с возникновением первых «джаз-бандов» и, соответственно, появлением термина «джаз». Небольшие инструментальные ансамбли, в составе которых обычно было несколько музыкантов, обогащали свой репертуар посредством свободного варьирования тем афроамериканских песнопений. Для данного этапа характерна так называемая «коллективная импровизация» или, как ее описывает С.Н. Федин, «полифоническая импровизация духовых инструментов, образующих случайный контрапункт трех голосов» [3, с. 125].Полифонизация музыкальной фактуры складывалась не только благодаря самостоятельности, но и некоторой «стереотипности» развития инструментальных партий. Так, например, один инструмент играл основную мелодию (тему), второй украшал ее более мелкими длительностями или мелодическими попевками, третий служил своеобразным фундаментом и опирался в своей импровизации на аккордовые последовательности. Впоследствии такой тип импровизации отошел на второй план, сохраняясь лишь в небольших фрагментах музыкальной композиции.Второй этап развития джазового искусства ознаменован целым рядом событий, повлиявших на изменение хода импровизации. В первую очередь, это – увеличение численности музыкантов в оркестре, который благодаря этому стал называться «биг-бэндом». Исполнять импровизацию коллективно уже не представлялось возможным, поэтому на помощь джазменам пришла аранжировка. Она обычно строилась по одному и тому же принципу: после оркестрового проведения темы наиболее яркие солисты поочередно исполняли импровизационный фрагмент на фоне общего звучания. Такие варианты исполнения зачастую записывались, что позволило искусствоведам называть аранжировку «одним из первых проявлений композиторского начала в джазе» [3, с. 126].Во-вторых, в 1930-е годы проявились выдающиеся музыканты (Л. Армстронг, Э. Фитцджеральд, С. Воан и др.), прославившиеся виртуозной техникой и способностью к импровизации. Их сольные выступления были яркими и построенными по принципу «раскачивания» основной темы (свинга). Именно приём «свингования» темы, ее ритмического изменения и положил начало новому джазовому стилю, а солисты-импровизаторы приобрели всемирную известность.Третий этап связан с тем, что завершению третьего десятилетия ХХ века свинг «практически исчерпал возможности дальнейшего развития в качестве оркестрового стиля и разделил судьбу раннего джаза, превратившись в набор формально-технических приёмов» [3, с. 126]. К тому же, свинг был неотделим от танцевальной культуры, что сдерживало джазовую музыку в рамках танцевального – прикладного – искусства. Становление нового стиля под названием «би-боп» в конце 1930-х годов внесло кардинальные изменения в джазовую среду, в первую очередь – в искусство импровизации.Желая «разорвать» любые связи с танцевальной музыкой, джазовые музыканты отказались и от опоры на мелодию – тему, которая изначально была основой для выстраивания импровизации. Теперь ориентироваться предлагалось лишь на аккордовую последовательность, которая была неизменной на протяжении всего «джазового квадрата». Благодаря этому, импровизация стала абсолютно свободной, не ограниченной рамками темы, а потому «заняла главную роль в композициях как способ самовыражения музыкантов» [2, с. 119]. Сами же музыканты не только усложняли гармоническую ткань и использовали «угловатые» ритмы, но и еще на один шаг приближались к статусу композиторов.Четвертый этап характеризуется процессами взаимодействия и взаимовлияния элементов джазового исполнительства и других видов мировой музыкальной культуры. Джазовая импровизация продолжает занимать ведущие позиции, ограничиваясь лишь условностями аккордовых последовательностей и, отчасти, тематическим материалом. При этом музыканты, работая над сложными развернутыми композициями и создавая коллаборации с академическими исполнителями, усугубили разрыв с широкими кругами публики. Сложность музыкального языка, неповторимая виртуозность солистов, протяженность композиций – все это требовало специально подготовленного слушателя, которого не могла предложить массовая культура.Эксперименты в синтезировании джаза с другими стилями помогли обогатить гармоническую структуру, запустить процесс полифонизации фактуры. Следовательно, менялось и отношение к импровизации: она становится частью композиции, а ее исполнитель достигает почти безграничной свободы. Как отмечает Е. Лубяная, «в композициях по-прежнему фиксировался лишь тематический материал и условности аранжировки – остальные части формы управлялись импровизационными принципами» [2, с. 119]. Импровизации таких исполнителей, как, например, Д. Брубек, носят сквозной, непрерывный характер и опираются на композицию, тем самым способствуя еще большему раскрепощению фантазии.Пройдя длительный путь развития, соединяясь с различными стилями и исполнительскими приёмами, джазовое исполнительство предусматривает новые импровизационные принципы. Согласно классификации Д. Лившица, среди них можно выделить следующие: «импровизация на квадрат (би-боп), на лад (модальный джаз), свободная импровизация (фри-джаз), импровизация на стиль (джаз-рок и фьюжн)» [1, с. 15]. Данные метаморфозы вывели импровизацию на новый качественный уровень, способствовали увеличению импровизационных разделов в джазовых произведениях.Таким образом, эволюция джазовой импровизации с начала XX века привнесла в джазовые композиции множество приёмов развития музыкальной мысли.
Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 2
Ссылка для цитирования:
Асейнова Р.И., Будницкая Т.А. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ ДЖАЗОВОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ // Вестник науки №5 (86) том 2. С. 414 - 419. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/22875 (дата обращения: 20.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*