'
Владыкина А.В., Дымова И.А.
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ЗОЖ НА УРОКАХ ОБЗР У ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ *
Аннотация:
в статье представлен комплекс методов и подходов по формированию устойчивых привычек ведения здорового образа жизни (ЗОЖ) обучающихся 8-х классов, проживающих в сельской местности. Подростковый возраст – ключевой период для формирования основ ЗОЖ, поскольку именно тогда, закладываются жизненные ценности и поведение, сохраняющиеся и развивающиеся в зрелости. Школьный предмет «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР) играет в этом контексте ключевую роль, так как обучает основам личной безопасности и формирует знания о ЗОЖ.
Ключевые слова:
здоровый образ жизни, формирование мотивации, сельская местность, подростковый возраст, ОБЗР
Мотивация к здоровому образу жизни (ЗОЖ) — это внутренняя и внешняя побудительная сила, которая стимулирует человека вести здоровый образ жизни, способствующий укреплению здоровья, поддержанию физической формы и предотвращению заболеваний [15, С. 24]. Уровень и характер мотивации к ЗОЖ напрямую влияют на то, насколько активно и осознанно человек будет поддерживать своё здоровье на протяжении жизни [19, С. 33].Подростковый возраст является критическим периодом, когда человек активно формирует свои поведенческие привычки и ценностные ориентиры, и в этом возрасте особенно важно заложить основы для устойчивой мотивации к ЗОЖ [18, С. 21].Большое значение для формирования мотивации к ЗОЖ является сельская школа, требующая особого подхода, в которой учитываются особенности сельской среды, ограниченные ресурсы. Педагог сельской школы, работая в тесном взаимодействии с обучающимися и их семьями, может успешно мотивировать школьников на ведение ЗОЖ. В этом случае занятия по «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР) для подростков крайне важны, так как они становятся не просто образовательным процессом, а частью их повседневной жизни и устойчивой привычкой, что способствует укреплению их здоровья и формированию осознанного отношения к своему благополучию.Исследование по определению уровня сформированности здорового образа жизни у обучающихся 8-х классов были проведены нами на базе МБОУ Исаковская средняя школа, УР, Балезинский район, д. Исаково и филиала МБОУ Исаковская средняя школа, УР, Балезинский район, д. Ушур в течение двух месяцев (сентябрь-октябрь). Контрольную группу составили 15 обучающихся и 12 человек - экспериментальную группу. Контингент исследования – обучающиеся 15-16 лет.Для оценки мотивации нами было проведено анкетирование, за основу которого была взята анкета «Здоровый образ жизни» [33, С. 50] и дополнена вопросами тестирования «В здоровом теле здоровый дух» [17, С. 101]. В анкете были следующие группы вопросов:Отношение к физической активности,Интерес к здоровью,Отношение к вредным привычкам.Первичное анкетирование позволило выявить уровень мотивации обучающихся 8-х классов к ЗОЖ. Данные анкетирования легли в основу разработки комплекса методов и подходов по формированию мотивации к ведению ЗОЖ. Результаты первичной диагностики уровня сформированности мотивации ЗОЖ у обучающихся 8-х классов представлены в таблице 1 и рисунке 1.Таблица 1. Диагностика уровня сформированности мотивации здорового образа жизни у обучающихся на начальном этапе исследования. Рис. 1. Диагностика уровня сформированности мотивации здорового образа жизни у обучающихся 8-х классов на начальном этапе исследования.Анализируя результаты первичной диагностики, представленные в таблице 1 и на рисунке 1, можно сделать вывод, что в контрольной группе уровень сформированности мотивации к ЗОЖ обучающихся выше, чем в экспериментальной. Количество детей с «высоким уровнем» в контрольной группе в 2 раза больше, чем с «низким уровнем», в экспериментальной же преобладает «низкий уровень». На основе проведенного анализа результатов первичной диагностики, нами был разработан и внедрен в экспериментальную группу комплекс методов и подходов, применение которых в условиях сельской школы на уроках ОБЗР, помогут способствовать формированию мотивации к ЗОЖ у обучающихся 8-х классов, изменению их поведенческих установок через практическую деятельность.Уроки ОБЗР проводились нами в соответствии с рабочей программой ФГОС в обеих группах. В экспериментальной группе занятия дополняли разработанным нами комплексом, представленным в таблице 2.Таблица 2. Разработанный комплекс методов и подходов обучения, позволяющих эффективно формировать здоровый образ жизни у обучающихся 8-х классов в рамках школьного предмета ОБЗР в сельской местности.После реализации разработанного комплекса, примененного на уроках в экспериментальной группе, нами была проведена вторичная диагностика в обеих группах. Для оценки изменений в мотивации использовалась та же анкета, что и в первичной диагностике. Результаты анкетирования приведены в таблице 3 и рисунке 2.Таблица 3. Диагностика уровня сформированности мотивации здорового образа жизни у обучающихся 8-х классов на конечном этапе исследования.Рис. 3. Диагностика уровня сформированности мотивации ЗОЖ на уроках ОБЗР обучающихся 8-х классов на конечном этапе исследования.На основании проведенного вторичного анкетирования и анализа полученных данных можно выделить следующие ключевые изменения и сделать выводы:В контрольной группе с начала исследования до проведения вторичного тестирования наблюдается динамика показателя «высокого уровня» - количество детей увеличилось в 1,3 раз, динамика «среднего уровня» произошла в 0,8 раз, в «низком уровне» количество обучающихся изменилось в 0,65 раз. Данное явление обусловлено переходом части обучающихся с одного уровня на другой, изначально имеющих «средний уровень», в группу обучающихся с «высоким уровнем», а также переходом из «низкого уровня» в группу «среднего уровня».В экспериментальной группе в «высоком уровне» с начала исследования до вторичной диагностики была выявлена положительная динамика - количество обучающихся увеличилось в 3,94 раз, в «среднем уровне» наблюдается уменьшение количества обучающихся в 0,5 раз и в «низком уровне» прослеживается изменение в 0,34 раз. Таким образом, после применения разработанного комплекса наблюдается увеличение обучающихся с «высоким уровнем» знаний о ЗОЖ, снижением количества детей со «средним уровнем» и «низким уровнем». Полученные данные в экспериментальной группе свидетельствуют, что внедрение разработанного комплекса методов и подходов повлияло на мотивацию к здоровому образу жизни у обучающихся.
Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 2
Ссылка для цитирования:
Владыкина А.В., Дымова И.А. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ЗОЖ НА УРОКАХ ОБЗР У ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ // Вестник науки №5 (86) том 2. С. 420 - 427. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/22876 (дата обращения: 20.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*