'
Ешмеметьева А.А., Дымова И.А.
РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ К УРОКАМ ОБЗР ПОСРЕДСТВОМ ИКТ *
Аннотация:
в данной статье показано развитие мотивации к урокам ОБЗР у обучающихся 9 классов. Исходя из этого, нами был разработан план учебных занятий уроков ОБЗР с использованием ИКТ. Результаты вторичной диагностики показали динамику развития данного параметра.
Ключевые слова:
мотивация, ИКТ, ОБЗР
Направление обучающихся на повышение интереса к учёбе и формирование положительной мотивации является основной задачей современного образования. В. А. Сухомлинский писал: «Все наши замыслы, поиски и построения превращаются в прах, в безжизненную мумию, если нет детского желания учиться» [1, с. 50].В современном мире наблюдается низкая заинтересованность школьников в учебном процессе, поэтому проблема повышения мотивации у обучающихся среднего школьного возраста одна из важнейших в отечественной педагогике. Актуальность её обусловлена и требованиями ФГОС ООО к личностным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Перед педагогом стоит задача в формирование у обучающихся ответственного отношения к получению знаний, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию [2, п. 41].Немаловажную роль в качестве средства развития мотивации играют информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ). Безусловно, использование ИКТ на уроках позволяют эффективно выстроить учебный процесс, однако в научных кругах ведутся споры о целесообразности их внедрения, так как инструменты ИКТ всё ещё недостаточно изучены. Вместе с тем, возникает противоречие между необходимостью формирования мотивации к школьным предметам, в том числе и к урокам по Основам безопасности и защиты Родины (далее ОБЗР), что отражено в государственных образовательных стандартах, и недостаточной методической разработанностью формирования положительной мотивации в среднем школьном звене посредством ИКТ.Целью работы является изучение на теоретическом уровне и апробация возможностей ИКТ в развитии мотивации обучающихся 9-х классов к уроку ОБЗР.Исследование проводилось на базе МБОУ «СШ №11», г. Глазова, Удмуртская Республика и включало три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. В нем принимали участие обучающиеся 9-х классов: контрольную группу составили 15 обучающихся 9 «Б» класса, экспериментальную – 14 обучающихся 9 «А» класса.Для изучения мотивации к учебному процессу была модифицирована диагностика уровня школьной мотивации (Н.Г. Лускановой, 1993).Определены следующие уровни развития мотивации к обучению: Высокий уровень -20-30 баллов,Средний уровень -11-19 баллов,Низкий уровень -ниже 10 баллов.Результаты первичного тестирования представлены на рисунке 1.По полученным данным можно сделать следующий вывод: с высоким уровнем развития мотивации к обучению в экспериментальной группе на 13% меньше, чем в контрольной. Со средним уровнем развития обучающихся в экспериментальной группе больше на 33%, чем в контрольной группе. С низким уровнем развития учебной мотивации в контрольной группе на 20% больше, чем в экспериментальной.Рис. 1. Результаты диагностики уровня развития учебной мотивации на констатирующем этапе исследования. На основе полученных результатов нами были выбраны сайты для создания уроков, интернет-ресурсы, презентации, которые послужили основой для создания комплекса мероприятий по развитию мотивации к урокам ОБЗР. Для разработки уроков мы использовали следующие программы: Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop, Сanva, Krita, АудиоМАСТЕР, Pixlr, Movаvi, Picasa, GIMP, Adobe In Design и другие.Неоценимую помощь оказали сайты по конструированию уроков, дидактических, интерактивных игр, заданий, тренажёров: https://wordwall.net/ru, https://www.umaigra.com, https://newuroki.net, https://superkid.online.Стоит отметить, что занятия проводились в обеих группах согласно рабочей программе предмета, но в экспериментальной группе использовался комплекс мероприятий по развитию мотивации к урокам ОБЗР с использованием ИКТ.В качестве примера приведем один из уроков ОБЗР, который входит данный комплекс. Урок на тему «Пожарная безопасность в природе» был проведён в экспериментальной группе. Цель урока: формирование у обучающихся комплексного представления о пожарной безопасности в естественной среде, видах пожаров, их опасностях и правилах поведения при их возникновении.После организационного момента, с девятиклассниками был проведён опрос по пройденной на прошлом уроке теме «Безопасные действия при автономном существовании в природной среде». Тесты с вариантами ответов мы нашли на сайте «Новые УРОКИ»: https://newuroki.net/, затем с помощью сайта https://wordwall.net/ru составили интерактивный опрос. Обучающиеся отвечали на вопросы в ноутбуке. Школьники с выполнением задания справились, так как все владеют элементарными навыками компьютерной грамотности, по результатам теста было выявлено, что материал не усвоили 2 человека. С целью замотивировать школьников на изучение новой темы был представлен видеоролик, созданный в приложение Movavi, для просмотра нам понадобился экран, проектор с ноутбуком и колонки. Усвоению нового материала способствовала презентация, созданная с помощью Microsoft Power Point, которая позволила обучающимся легче запомнить информацию, делать записи в тетради. Рассмотрели определение пожарная безопасность в природной среде, связь природных пожаров с национальной безопасностью, статистику природных возгораний в России, виды природных возгораний и их характеристики, особенности распространения каждого вида пожаров (лесные пожары (верховые, низовые, подземные), степные и полевые пожары, торфяные пожары), опасности, связанные с природными пожарами, факторы и причины возникновения природных пожаров, роль человеческого фактора в предотвращении подобных чрезвычайных ситуаций, порядок действий при нахождении в зоне пожара, алгоритм действий при невозможности покинуть зону огня.Первичное закрепление пройденного материала проходило через решение ситуационных задач: «Возгорание в лесу во время похода», «Торфяной пожар рядом с населённым пунктом», «Как выбрать безопасный маршрут эвакуации при верховом пожаре?». Девятиклассники, обсуждая в группах решение задач, отрабатывали умение применять полученные знания на практике.Далее мы подвели итоги работы на уроке и разобрали домашнее задание: «Составить памятку «Правила поведения при обнаружении лесного пожара» и подготовить небольшое сообщение о крупных природных возгораниях в России за последнее десятилетие и их последствиях. Для выполнения задания также были рекомендованы программы Microsoft Power Point, Picasa – для создания презентации, и Microsoft Publisher, Adobe In Design для оформления памятки.На контрольном этапе исследования принимали участие те же классы, предложены те же вопросы анкеты, что и на констатирующем этапе.По полученным результатам, которые мы можем увидеть на рисунке 2, вторичной диагностики, становится возможным сделать вывод, что в экспериментальной группе наблюдается динамика роста показателя высокого уровня, а также снижение среднего и низкого уровня. Стоит отметить, что в контрольной группе также наблюдается незначительная положительная динамика.Рис. 2. Диагностика уровня мотивации на контрольном этапе исследования в процентах (%).Таким образом, в экспериментальной группе отмечается значительное изменение результатов, особенно по высокому уровню развития мотивации к урокам ОБЗР, в сравнении с контрольной группой, что свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса мероприятий по предмету ОБЗР с использованием ИКТ по развитию мотивации обучающихся 9-х классов.
Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 2
Ссылка для цитирования:
Ешмеметьева А.А., Дымова И.А. РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ К УРОКАМ ОБЗР ПОСРЕДСТВОМ ИКТ // Вестник науки №5 (86) том 2. С. 428 - 434. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/22877 (дата обращения: 20.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*