'
Зиничева Ю.П.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: НАПРАВЛЕНИЯ, МЕТОДЫ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА *
Аннотация:
в работе представлено понятие о патриотическом воспитании в Российской Федерации, а также анализ опроса школьников о понимании терминов патриотизма.
Ключевые слова:
федеральный проект, патриотическое воспитание, патриотическая работа, патриот
Патриотическое воспитание — это системный процесс, направленный на формирование у граждан, особенно у подрастающего поколения, чувства любви к Родине, уважения к её истории, культуре и традициям. Оно играет ключевую роль в укреплении национальной идентичности и гражданской ответственности. В Российской Федерации эта задача реализуется через государственные программы, такие как федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» [4], который предусматривает комплекс мер для интеграции патриотизма в образовательный процесс и общественную жизнь. Общий комплекс патриотической работы включает несколько направлений развития патриотизма [3]:- духовно-нравственное воспитание: через литературные вечера, театральные постановки и знакомство с творчеством местных художников и музыкантов школьники развивают художественный вкус и гордость за национальное искусство. Мероприятия, такие как конкурсы патриотической песни, становятся частью учебного процесса и традицией учебных заведений.- историко-культурное воспитание: учащиеся изучают историю родного края, участвуют в экспедициях, посещают музеи и архивы. Это помогает осознать связь поколений и ценность культурного наследия. Например, проекты по восстановлению памятников или создание школьных краеведческих музеев. Работа должна быть направлена на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, ответственности за происходящее в обществе [5].- гражданско-патриотическое воспитание – процесс целенаправленного формирования личности, обладающей высокой гражданской культурой, которая осознает свои гражданские права и обязанности, разделяет ответственность за происходящее в стране и обществе, демонстрирует гражданскую и социальную активность. Сюда же можно отнести экологическое направление, которое воспитывает аккуратное отношение к природе. Это выставки поделок из цветов, овощей, фруктов, озеленение пришкольной территории, изготовление скворечников, турпоходы и др.- военно-патриотическое воспитание – многоплановая систематическая деятельность, направленная на формирование физической и моральной готовности граждан к военной службе и защите Отечества, развитие необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга.В педагогической литературе выделяются три этапа патриотического воспитания [1]:Побуждение (дошкольный и младший школьный возраст). Зарождение интереса через творческие проекты, игры и праздники. Например, инсценировки исторических событий или рисование на тему «Моя Родина».Убеждение (6–11 классы, студенты колледжей). Подростки участвуют в дискуссиях, дебатах и мозговых штурмах на темы гражданской ответственности. Важно, чтобы они научились аргументировано отстаивать свою позицию.Приучение. Закрепление навыков через коллективную деятельность: военно-патриотические игры («Зарница»), волонтёрские акции, спортивные соревнования.Государство обеспечивает нормативно-правовую базу для патриотического воспитания. Например, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) [2] включает цели гражданско-патриотического развития. Образовательные организации, в свою очередь:Разрабатывают программы внеурочной деятельности, такие как «Я — гражданин России»,Организуют встречи с ветеранами, уроки мужества,Используют ресурсы музеев и архивов в рамках сетевого взаимодействия.Патриотическое воспитание — это не разовые акции, а непрерывный процесс, требующий системного подхода. Сочетание государственных программ, творческих методов и личного примера педагогов помогает формировать граждан, которые не только любят свою страну, но и готовы действовать для её процветания.Возможно ли убедить любить страну, в которой живёшь, быть ее патриотом?Мы провели письменный опрос среди учеников 6, 9 и 11 классов в декабре 2024 года. Всего участвовало в опросе 67 школьников.Предложили продолжить простые фразы «Любить свою Родину – это значит...», «Свободная личность – это…», «Патриот – это значит…», «На каком символе России изображен двуглавый орел?».Анализ ответов учащихся на вопросы о патриотизме и свободной личности показывают эволюцию взглядов учащихся в зависимости от возраста, что позволяет выделить ключевые тенденции и сделать выводы.Вопрос 1. Любить свою Родину – это значит...6 класс:45% учащихся связывают любовь к Родине с её защитой. 23% добавляют такие аспекты, как уважение и забота, а 14% акцентируют внимание на преданности. Оригинальные ответы (18%) включают: «жить на Родине», «поддерживать традиции».9 класс:Доля ответов «защищать» снижается до 22%, тогда как комбинация «любить, уважать, заботиться» становится доминирующей (39%). Также 22% отмечают важность «не предавать», что указывает на рост осознанности.11 класс:39% старшеклассников делают упор на верность и отсутствие предательства. 26% сохраняют комплексный подход (любовь, уважение, забота), а 22% по-прежнему выделяют защиту. Оригинальные ответы (13%) включают: «радоваться ценностям», «быть патриотом».Вывод: с возрастом учащиеся переходят от конкретных действий («защищать») к более глубоким эмоциональным и этическим аспектам («верность», «не предавать»). Однако в 11 классе возвращается акцент на защиту, что может быть связано с осознанием ответственности.Вопрос 2. Свободная личность – это...6 класс:64% учащихся ассоциируют свободу с независимостью, 36% — с юридическим подходом (права, законы).9 класс:70% выбирают «независимость», а 30% — юридические аспекты. Например: «свобода в рамках закона», «право на выбор».11 класс:61% сохраняют фокус на независимости, но 39% добавляют юридические трактовки: «ответственность за поступки», «свобода воли».Вывод: старшеклассники начинают сочетать понятие независимости с ответственностью, что отражает зрелость мышления. Однако базовое понимание свободы как независимости остаётся стабильным.Вопрос 3. Патриот – это значит...6 класс:59% учащихся определяют патриота через любовь к стране. 18% связывают его с защитой, а ещё 18% — с преданностью.9 класс:39% акцентируют защиту, столько же (39%) — любовь. Только 7% упоминают преданность. Оригинальные ответы (15%) включают: «управляет страной», «гордость».11 класс:69% возвращаются к любви как ключевому критерию. 13% выделяют защиту, 9% — преданность. Примеры оригинальных ответов: «отдать всё на благо Родины», «желать лучшего».Вывод: в подростковом возрасте (9 класс) представления о патриотизме фрагментируются, но к 11 классу учащиеся вновь концентрируются на эмоциональной составляющей.Вопрос 4. На каком символе России изображен двуглавый орел?На вопрос о двуглавом орле:В 6 и 9 классах 100% и 57% соответственно дали неверный ответ.В 11 классе 91% ошиблись, что указывает на пробелы в знаниях о государственной символике.Вывод: в данном случае можем порекомендовать включить в программу уроки, посвящённые истории и значению государственных символов.В заключении анализа можем сделать обобщающие выводы:Эволюция понятия патриотизма: от защиты (6 класс) к комплексной любви и ответственности (11 класс).Свобода личности: с возрастом учащиеся дополняют независимость ответственностью.Проблема знаний о символах: требует коррекции в учебных планах.Данные опроса демонстрируют, как мировоззрение школьников трансформируется от простых действий к абстрактным ценностям, что важно учитывать в воспитательных программах по патриотическому воспитанию.
Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 2
Ссылка для цитирования:
Зиничева Ю.П. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: НАПРАВЛЕНИЯ, МЕТОДЫ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА // Вестник науки №5 (86) том 2. С. 435 - 441. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/22878 (дата обращения: 20.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*