'
Насырова Н.А.
ПРИМЕНЕНИЕ ПЕСЕННОГО МАТЕРИАЛА НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА *
Аннотация:
в статье рассматривается значимость использования песенного материала на занятиях русского языка как иностранного. Автор подчёркивает, что песня, как синтез музыки и художественного слова, обладает высоким лингводидактическим потенциалом, способствуя не только развитию языковых навыков, но и приобщению учащихся к культуре изучаемого языка. Применение песенного материала стимулирует эмоциональную вовлеченность студентов, усиливает мотивацию к изучению языка и способствует культурному обогащению личности. Особое внимание уделяется роли песни в формировании интереса к русскому языку и русской культуре у студентов, а также практическим возможностям её использования на занятиях по русскому языку как иностранному.
Ключевые слова:
песенный материал, РКИ, лингводидактический потенциал, культурное обогащение, мотивация, эмоциональная вовлеченность, обучение языку
В условиях современных требований к образовательному процессу значительно возрастает внимание педагогов к вопросам профессионального творчества. Это связано с тем, что именно творческий подход помогает выявить уникальные особенности педагогических ситуаций, уменьшает или полностью устраняет однообразие в работе учителя, а также способствует развитию энтузиазма и вдохновения, которые являются неотъемлемыми составляющими истинного педагогического мастерства. По своему объективному смыслу и значению результаты педагогического творчества условно можно подразделить на открытия, изобретения и улучшения. Особое внимание мы обращаем на второй и третий виды педагогического творчества, так как они составляют результат и проявление педагогического мастерства педагога.Проблема применения песенного материала на занятиях русского языка исследуется не только на лингводидактическом, но и на культурологическом уровнях. Песня, наряду с художественной литературой, живописью, театром и кино, способна приобщить студентов к иноязычным формам культуры. Знакомство с иноязычной культурой начинается с языка, который передает основные особенности этой культуры, является ее активным транслятором. Однако язык, в свою очередь, выражается в особых формах народного творчества.Песня – поэзия, облеченная в живую музыку, а сочетание двух основ культуры – художественного слова и музыки – обладает огромным лингводидактическим потенциалом. Поэтому в методике преподавания русского языка к песенному материалу уделяется много внимания. Музыка в обучении играет огромную роль, затрагивая эмотивный компонент активизации учебно-познавательной деятельности, художественное слово прививает любовь к изучению иностранного языка, так как воспитывает тягу к иной культуре, к ее особенностям и тайнам. Песня вбирает в себя всю дидактическую мощь как музыки, так и художественного слова, а потому характеризуется более заметным лингводидактическим потенциалом.Большой вклад вносит песня в культурное обогащение учащихся на основе изучения языковых явлений. Песенный материал, воздействуя, прежде всего, на эмоциональную сторону личности, заставляет более внимательно относиться к изучаемому языку, к транслируемой им культуре. Известно, что иностранцы всегда стремились проникнуть в глубины загадочной души русской, причем эта попытка отражена в заинтересованности не только самой культурой, но и русским языком. Песня способна открыть для иностранного учащегося один из таких путей, удовлетворить личностное любопытство и одновременно решать образовательные задачи. Русскоязычные песни представлены за рубежом в весьма малых дозах, их практически там не слушают. Поэтому песенный материал эффективно вводиться в систему обучения РКИ.Обучение русскому языку с использованием песенного материала предполагает соблюдение ряда обязательных требований. Тексты песен на русском языке должны проходить тщательный анализ с точки зрения соответствия образовательным целям, актуальным на конкретном этапе обучения, причём как в лингвистическом, так и в культурологическом аспектах. Песенный материал должен быть понятен и доступен для восприятия, а также легко усваиваться студентами. Систематическое использование песен в качестве лингводидактического инструмента способствует повышению мотивации к изучению русского языка и освоению его выразительной и богатой речи. Кроме того, русские песни создают условия для развития межкультурной коммуникации. Наши студенты, знакомясь с русскими песнями, обычно проявляют искренний интерес к музыкальной культуре России, стремятся приобщиться к ней, участвовать в традиционных русских праздниках и хороводах. Таким образом, русская песня становится важнейшей основой обучения русскому языку как иностранному на всех этапах. В образовательный процесс рекомендуется включать не только прослушивание песен, но и их исполнение. Совмещение этих видов деятельности раскрывает образовательный потенциал песенного материала, способствуя формированию языковых, речевых, межкультурных и коммуникативных компетенций. Прослушивание песен выступает одним из первоначальных этапов освоения материала и может быть как пассивным (поверхностным), так и активным. В случае активного прослушивания речь идёт фактически об аудировании. При пассивном восприятии учащийся знакомится с ритмом и языковым оформлением песни, однако не погружается в её содержание, языковые явления и эмоциональную составляющую. Такое слушание в основном задействует кратковременную память и не обеспечивает целостного усвоения речевого материала. При этом основное внимание сосредотачивается на музыкальном сопровождении, а слова песни остаются на периферии восприятия.При аудировании необходима надлежащая подготовка к всестороннему восприятию песни. Поскольку при преподавании языка важен текстовый материал, то обучающихся следует подготавливать именно к восприятию слов песни. Целесообразно заострять внимание на лексике, грамматических явлениях, на более продвинутых этапах – на мелодике слов и рифмы. Аудирование служит очень действенным способом при изучении новой лексики, новых грамматических явлений в языке. В то же время аудирование косвенно помогает усвоению фонетической стороны русской речи. Эмоциональность и выразительность песни формируют добавочные условия для такого усвоения. Одного прослушивания русских песен недостаточно для эффективной работы по речевому развитию – необходимо также приобщать к процессу исполнения. Исполнение (непосредственно пение) выполняет функцию обучения правильному орфоэпическому и интонационному оформлению речи, способствует развитию произносительных умений. Формирование произносительных умений связано с формированием соответствующей произносительной культуры, которая проистекает из сочетания двух процессов: артикуляции и интонирования. Поэтому рекомендуется многократное повторение песен в исполнении. При этом следует применять принципы вариации и предлагать учащимся как хоровое, так и сольное исполнение.Как лингводидактическое средство, песня содействует закреплению и усвоению грамматического материала. Происходит закрепление видовременных и падежных структур русской речи, усвоение морфологических и синтаксических норм. Кроме того, песня содействует закреплению лексики русского языка. В песнях всегда появляются новые слова и словосочетания, что пополняет словарь учащихся. Вокальные произведения зачастую содержат собственные имена, географические названия. Все это способствует формированию языкового чутья, актуализации лингвокультурологического материала. Песни погружают учащихся в культуру русского народа, в его обычаи и традиции.Использование песенного материала в процессе обучения русскому языку выступает в качестве эффективного педагогического инструмента, обладающего высоким дидактическим потенциалом. Однако его внедрение в образовательную практику требует всесторонней подготовки и тщательной организации. Целесообразно рекомендовать обучающимся самостоятельную аудиторную деятельность, предполагающую целенаправленное прослушивание песен вне учебного времени. Одной из приоритетных методических задач является обоснованный отбор песенного репертуара, а также выбор соответствующих методов и приёмов его актуализации в учебном процессе. Решая данную задачу, преподаватель несёт ответственность как за формирование у студентов системы языковых знаний, так и за развитие речевых умений и коммуникативной компетенции.Таким образом, интеграция песенного материала в обучение русскому языку способствует созданию благоприятной образовательной среды, ориентированной на повышение учебной мотивации и активизацию познавательной деятельности обучающихся. Научно обоснованный отбор содержания песен и методическое сопровождение их использования позволяют не только эффективно формировать языковые и речевые компетенции, но и способствуют развитию межкультурной коммуникативной компетентности, что, в свою очередь, делает процесс обучения более насыщенным, эмоционально привлекательным и продуктивным.
Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 2
Ссылка для цитирования:
Насырова Н.А. ПРИМЕНЕНИЕ ПЕСЕННОГО МАТЕРИАЛА НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА // Вестник науки №5 (86) том 2. С. 452 - 458. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/22880 (дата обращения: 20.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*